Педагог-психолог — Государственное учреждение образования Средняя школа г.п. Краснополье

Педагог-психолог

Годовой план педагога-психолога государственного учреждения образования «Средняя школа г.п.Краснополье»
на 2023/2024 учебный год
Цель и задачи

Цель: содействие сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса; психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

Задачи: формировать благоприятный психологический микроклимат в учреждении образования; развивать познавательную, эмоционально-волевую сферы обучающихся; способствовать успешной социализации, развитию личности обучающихся.

ПЛАН работы педагога-психолога государственного учреждения образования «Средняя школа г.п.Краснополье» на II полугодие 2023/2024 уч.г.

Сроки

Содержание работы

Направление

Работа с обучающимися

Работа с законными представителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

Профилактика

Профилактические беседы с учащимися различных категорий учета

Посещение семей вновь поступивших уч. по запросам класс.руководителей, семей различных категорий учета

Обсуждение внеурочной занятости уч-ся различных категорий учета

Просвещение.

Защита прав несовершеннолетних

Акция «Неделя психологии» 11-16.09.

Обновление стендовых материалов «Мы за жизнь» 11-16.09, телефон доверия

Мини-лекция «Переходный возраст», 16.09

Рекомендации  по выявлению вида способностей (одаренности), учащихся.

 

Диагностическая работа

Диагностика способностей (интересов) уч-ся 5, 10 кл. 18-23.09

Диагностика насилия 5-11 кл.

Изучение личностных особенностей уч., состоящих на различных видах учета.

Собеседование с замещающими семьями.

 

Изучение затруднений в работе классного руководителя, 25-29.09

 

Коррекционно-развивающая работа

Адаптационные занятия 1, 5 кл.. Выявление уч., c дезадптацией

11.09 занятие 10-11 кл.

«Жизнь не игра»

Оформление рекомендаций по преодолению трудностей адаптации 5 кл.

Составление планов работы с учащимися находящихся в СОП, программ работы с уч. ИПР

Консультирование

Консультирование уч-ся различных категорий учета «Какой Я?»  Уточнение карт интересов учащихся.

Консультация «Трудности адаптации первоклассников в школе»,23.09

И6нформирование «Признаки суицидального риска».09.09

Консультация «Изучаем самооценку», 15.09

Здоровьесберегающая деятельность

Наблюдение за адаптацией учащихся 1, 5,10 кл.

Мини лекция 1 кл. «Причины дезадаптации», 02.09

Памятка «Приемы релаксации»

Организационно-методическая работа

Оформление документации по учащимся различных категорий учета.

Обновление банка по предметам «Одаренные дети».

Участие в составлении социально-педагогического паспорта школы.

Участие в заседании группы сопровождения уч. с ОПФР

ОКТЯБРЬ

Профилактика

Час – размышление 6-7 кл «Реальные опасности в виртуальном мире»,14.10

Занятия 7-8 кл. «Жизнь без сигарет».  20.10

Посещение семей по запросам классн. руководителей. Рекомендации «Учение с увлечением»

Собеседование с класс.рук. о внеурочной занятости отдельных учащихся

Просвещение.

Защита прав несовершеннолетних

НЕДЕЛЯ  МАТЕРИ

Ко всемирному Дню психического здоровья

диалог  «Личность – та же вселенная»

8 кл,07.10

Рекомендации «Родительский контроль в сети интернет»(сайт)

Родитель. университет 5 кл. «Особенности перехода в среднюю школу»,21.10

Рекомендации по работе с учащимися сост. на ИПР..

Диагностическая работа

Анкетирование по итогам адаптации 5 кл. 24-28.10

Психосоциальное анкетирование 5-11кл

Самоанализ в ходе консультирования.

Беседа в рамках соц.расследования

самоанализ затруднений классных руководителей

Коррекционно-развивающая работа

Инд. и подгр. работа с дезадаптир. уч., учащимися  нах. в СОП, с ОПФР.

занятие 5-6 кл «Наши самые-самые мамы»,11.10

Упражнения на снятие эмоционального напряжения (одарен.уч)28.10

Рекомендации 6-9 кл. «Как уберечь ребенка от зависимостей?»,07.10

Рекомендации педагогам по сплочению классных коллективов.

Консультирование

Консультирование по запросам «Мой темперамент и характер?

Консультация 5-9 кл. «О родительском авторитете»,28.10

Консультирование  по результатам диагностики. Участие в совещании по сопровождению одаренных уч.

Здоровьесберегающая деятельность

Занятие 9 кл. «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья человека» ,02.10

Буклеты «Научите детей видеть ложь»

Рекомендации по обеспечению комфорт.психол. климата в классе.

Организационно-методическая работа

Подготовка информации по адаптации уч. 5кл.

Обновление листовок «Семья без насилия»

Участие в районном МО педагогов-психологов

НОЯБРЬ

Профилактика

Круглый стол «Насилие и толерантность» 7-8 кл,, 03.11

Выступление на клас.. род.собр. 9-11 кл. «Факторы риска для здоровья современной молодежи»,11.11

Собеседование с педагогами  об  успеваемости отдельных учащихся 01-04.11

Просвещение.

Защита прав несовершеннолетних

НЕДЕЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СПИДа и ВИЧ – ИНФЕКЦИИ

 Оформление стенда по профилактике ВИЧ

Семейная гостиная 5кл. «Мой ребенок в 5-м классе» 03.11

 

Мини лекция «Микроклимат семьи и воспитание детей»,04.11

 

Диагностическая работа

Диагностика уровня обучаемости, тревожности 5 кл.,20-25.11

ДДО Климова 9 кл.., 15-18.11

Анкета «Что Вы знаете о СПИДе?» 5-7 кл,28-30.11

Кинетический рисунок семьи 1 кл. (уч. нах. в СОП)

Собеседование с новыми классными руководителями «Профессиональные затруднения» 01-04.11

Коррекционно-развивающая работа

Игра  «Следопыт» 6 кл.

Занятие 6-7 кл. «Твори свое здоровье сам»

Рекомендации (сайт) «Профилактику ВИЧ-инфекции»

Рекомендации «Приемы повышения социометрического статуса изолирован. детей в классе»

Консультирование

Консультирование 5-6 кл. «Что поможет нам учиться?»

Консультация 4-6 кл. «Формируем адекватную самооценку»,18.11

Консультирование  по проведению социометрии класса. 07-10.11

Здоровьесберегающая деятельность

Беседа-тренинг «Жизнь с ВИЧ».9-11кл.Занятие «Твори свое здоровье сам» 5-6 кл, 13.11

Информирование «ВИЧ в современном мире», 25.11

Памятка «Меры профилактики ВИЧ»

Организационно-методическая работа

Оформление материалов по профилактике ВИЧ

Оформление материалов консультаций

Участие в консилиуме по 5 кл. Оформление методических материалов

декабрь

Профилактика

Проведение занятий, бесед по профилактике ВИЧ в 5, 6 кл.

Профилактика стресса у участников район., област.олимпиад. (по запросу)

Посещение семей по запросам класс.руководителей

Обсуждение проблем поведения отдельных уч-ся .

Просвещение.

Защита прав несовершеннолетних

Памятка «Меры профилактики ВИЧ, ИПП»

Круглый стол  «Ценности жизни» 8 кл.,14.12

 

Мини лекция 5-8 кл. «Причины снижения учебной мотивации»,02.12

Информирование «Сопровождение семей СОП»

Диагностическая работа

Диагностика личностных качеств 9 кл.,

Самодиагностика в ходе консультирования.

Подготовка материалов «Диагностика в работе с семьей»

Коррекционно-развивающая работа

Подгрупповая работа с учащимися СОП, ОПФР.

Беседа-тренинг 9-11кл

«Зрелость физическая, душевная, социальная»,16.12

Рекомендации «Нецензурная лексика: как отучить»,17.12

Рекомендации  по работе с уч. различных категорий учета

Консультирование

Консультирование участников олимпиад «Как снять напряжение»,26-30.12

Консультирование 1-6 кл. «Агрессивное поведение: профилактика»,09.12

Консультирование педагогов по итогам диагностики классов

Здоровьесберегающая деятельность

Занятие 6-7 кл «О здоровье всерьез»,11.12

Консультация «Духовные ценности семьи», 5-7 кл, 23.12

Памятка «Меры профилактики СЭВ»

Организационно-методическая работа

Подготовка аналитических  материалов по результатам диагностики.

Оформление материалов консультаций

Подготовка информаций (по запросу)

План работы педагога-психолога ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» в шестой школьный день на II полугодие 2023/2024 года

 

№ п/п

Дата и время проведения

Наименование мероприятия (дети)

Консультации для родителей.

Место проведения

Ф.И.О (полностью)

Место работы, должность

 

1

06.01

Консультация 1 кл. «Причины социально-психологической дезадаптации »

11.00

Каб.3

Педагог-психолог Колесникова И.О.

2.

13.01

Профилактическое занятие 10-11 кл. «Я выбираю жизнь»

Информирование «Признаки суицидального риска»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

3.

20.01

Занятие 9 кл. «Классификация профессий»

Консультация 7-9 кл. «Переходный возраст»

9.00

Каб.17

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

4.

27.01

Беседа-игра 3-4 кл. «Эти удивительные 7-Я»

Консультация 5 кл.  «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

5.

03.02

Диалог  «Личность – та же вселенная» 8 кл

Рекомендации «Родительский контроль

9.00

Каб. 20

сайт

Педагог-психолог Колесникова И.О.

6.

10.02

Занятие 9 кл. «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья человека» Родительский университет: Консультация 8-11 кл. ««Как уберечь ребенка от зависимостей?»

9.00

Каб. 17

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

7.

17.02

Консультация 10-11 кл. «Профессиональное и личностное самоопределение»

Родительский университет: мини лекция «Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

8.

24.02

Час – размышление «Первая любовь – это навсегда?» 9 кл.

Выступление на класс.род. собр. 1-5 кл. «Учение с увлечением»

9.00

Акт.зал

Клас.кабинеты

 

Педагог-психолог Колесникова И.О.

9.

02.03

Консультация будущие участники олимпиад. «Стресс, упражнения на снятие напряжения»

Консультация 5-8 кл. ««О родительском авторитете»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

10.

09.03

 

Семейная гостиная 5кл. «Идеальные родители глазами детей»

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

Классные руководители

11.

16.03

Занятие 6-7 кл. «Твори свое здоровье сам»

Родительский университет: Консультация 8-11 кл. «Факторы риска для здоровья современной молодежи»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

12.

23.03

Занятие-игра 1-4кл. «Профессии наших родителей»

Консультация 4-6 кл. «Формируем адекватную самооценку»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

13.

30.03

Беседа-тренинг

«Жизнь с ВИЧ» 9-11кл.

Информирование «ВИЧ в современном мире»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

14.

06.04

Круглый стол «Насилие и толерантность» 7-8 кл

Консультация 5-8 кл. «Причины снижения учебной мотивации»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

15.

13.04

Занятие 6-7 кл «О здоровье всерьез»

Родительский университет: Консультация 1-6 кл. «Агрессивное поведение: профилактика»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

16.

20.04

Беседа-тренинг 9-11кл

«Зрелость физическая, духовная, социальная»

Консультация 7-11кл.«Нецензурная лексика: как отучить»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

17.

26.04

Круглый стол  «Ценности жизни» 8 кл.

консультация 5-7кл

 «Духовные ценности семьи»

9.00

Акт.зал

11.00

Акт.зал

Педагог-психолог Колесникова И.О.

График рабочего времени педагога - психолога

День недели

 

Время работы

Консультации

Понедельник

8.00 – 15.00

Консультации для учащихся

  14.00 — 15.00

Вторник

8.00 – 15.00

Консультации для родителей

  14.00 — 15.00

Среда

8.00 – 15.00

Консультации для педагогов

 14.00 — 15.00

Четверг

8.00 – 15.00

Консультации для учащихся

  14.00 — 15.00

Пятница

8.00 – 15.00

Консультации для педагогов

 14.00 — 15.00

Суббота

8.00 – 13.00

Консультации для педагогов

  8.00 — 9.00

Консультации для учащихся

10.00 — 11.00

Консультации для родителей,

посещение семей

  11.00 — 13.00

ИТОГО: 40 часов

Самоанализ деятельности педагога-психолога за 2022/2023 учебный год

Государственное учреждение образования  «Средняя школа г.п.Краснополье»

 

Самоанализ деятельности педагога-психолога за 2022/23 уч. г.

Май 2023 г.

 

1-3.Деятельность педагога-психолога организована в соответствии с действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической базой МО Республики Беларусь,  на основании Инструкции «О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказания им психологической помощи» от 20.09.2022 г. Основные нормативные документы педагога-психолога имеются на бумажных и дополнительные на электронных носителях и представлены в 2-х папках «Нормативные правовые акты и методические документы по организации работы педагога-психолога учреждения общего среднего образования», «Нормативные правовые акты и методические документы, используемые педагогом-психологом в работе с несовершеннолетними и семьей».  В своей работе педагог-психолог руководствуется Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» 2022г,Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» 2022 г; Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, 2011 г.

4.Педагог-психолог имеет высшее педагогическое образование с переподготовкой по специальности «Практическая психология», стаж в должности 13 лет, аттестована в апреле 2013 г. на первую квалификационную категорию, курсовую переподготовку проходит своевременно, последнюю в октябре 2021 г.

5.Годовой план педагога-психолога на 2022/23 уч.г. составлен по следующим направлениям и разделам: работа с детьми, педагогами и родителями; профилактическая работа,   просвещение и защита прав несовершеннолетних; диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультирование, здоровьесберегающая деятельность; организационно-методическая работа. Годовой план составлен по месяцам.

Цель деятельности педагога-психолога:

1.Способстовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного психологического микроклимата в школе.

2.Оказание психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.

Все планы работы утверждены. Планирование на полугодие основывается на циклограмме рабочего времени, которая утверждена директором школы. В планировании предусмотрены все направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, консультирование и просвещение.  Работа психолога опирается на общешкольные годовые задачи.

            В течение 2022/2023 учебного года педагогический коллектив ГУО “Средняя школа г.п.Краснополье” работал над реализацией воспитательных задач: Формировать гражданственность, патриотизм, духовно-нравственные ценности,  устойчивую мотивацию к здоровьесбережению через совершенствование воспитательной работы, организацию полезной занятости обучающихся.

Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь в учреждении оьразования одними из основных направлений работы в 2022/2023 учебном году являлись:

  • формирование навыков здорового образа жизни,ответственного и безопасного поведения;
  • патриотическое воспитание;
  • профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
  • трудовое воспитание, профориентационная работа;

Приоритетным направлением работы психолога выступают профилактика и просвещение, что способствует повышению общей психологической культуры учащихся, педагогов и родителей и, как следствие, способствует профилактике социального неблагополучия в будущем. В этих целях используются следующие Программы и методические рекомендации:

Методические рекомендации МО Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования  в 2022/2023 учебном году»,

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 15.01.2019 г. « О признании детей находящихся в социально опасном положении»,

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. 2011 г.

Методические рекомендации МО Республики Беларусь по организации индивидуально профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования. 2023 г.

Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ … установлены в соответствии с законодательством. 2017 г.

Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних. 2019 г.

Программа МО «Моё профессиональное будущее» 2007г.

Программа М.Савченко «Мои профессиональные намерения». 2008 г.

6.Основная документация педагога-психолога ведется в соответствии с номенклатурой дел по ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье»:

Дело № 8-1. Планы работы педагога-психолога.

Дело № 8-3. Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы.

Дело № 8-2. Журнал консультаций.

Журнал учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент.

7-8. По профилактике вредных привычек, потребления ПАВ, правонарушений, суицидального поведения, интернет-зависимости, формированию ЗОЖ, ответственного поведения  учащихся  систематически  проводятся разнообразные профилактические, групповые занятия в классах, в сентябре неделя психологии, в мае неделя ЗОЖ:

08.09  10 кл. «Жизненные ценности»

10.09. 10-11  кл. «Я выбираю жизнь». (профилактика суицида)

12-17.09 акция «Неделя психологии»

05.10  8 кл. «Прежде чем нарушать закон — подумай…»

08.10   10 кл. «Наркотики и  ПАВ, последствия»

14.10  7-8кл. «Реальные опасности в виртуальном мире»

31.10 видеолекторий «Мы выбираем ЗОЖ»

12.11  6-7 кл «Твори свое здоровье сам»

28.11 8кл. «Жестокость и насилие, как им противостоять»

02.12 7 кл. «Вместе против агрессии»

13.12 8-9 кл видеолекторий «Кибербуллинг»

26.12  1-5 кл.»Безопасные опасности»

05.01 5-7 кл «Как сберечь свое здоровье»

14.01  9-11 кл. «Твое здоровье и наркотики»

21.01  8-9 кл. «Насилие в молодежной среде»

27.01  7кл. «Реальные опасности в виртуальном мире»

09.02 9-10кл «Как противостоять давлению?»

23.02 9-11кл. «Скажи нет наркотикам»

01.03  8кл «Найди альтернативу наркотикам»

04.03 10-11кл «Стиль жизни – активная позиция»

13.03  9кл «Молодежь выбирает ЗОЖ»18.03  8кл «Насилие, жестокость и закон»

28.03  7-9кл «Игромания и я»

05.04  7кл «О здоровье всерьез»

04.05 8-9кл «Жизнь без сигарет»

05.05 10-11кл «Подростки и электронные сигареты»

06.05  9,11кл «Впереди экзамены»

В соответствии с годовым планом работы школы, планом воспитательной и работы школы, координационным межведомственным планом по организации занятости несовершеннолетних в шестой школьной день предусмотрен комплекс мер по формированию ЗОЖ, профилактике вредных привычек, суицидального поведения среди несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры; профилактике правонарушений, психологическая поддержка обучающихся, занятость несовершеннолетних в 6-й школьный день: воспитательные мероприятия, классные часы, акции, трудовой десант, ШАГ, стендовая информация, работа школьного сайта; встречи с заинтересованными службами, родительские собрания, экскурсии и пр. В учреждении образования на протяжении учебного года не было выявлено обучающихся с суицидальными наклонностями. Поэтому профилактическая работа имела общий характер (первичная профилактика). Информация о телефонах экстренной психологической помощи размещена на сайте, стенде при входе в учреждение образования.

Систематически ведется разъяснительная работа о недопущении асоциального поведения обучающихся, курения, употребления психоактивных веществ. В октябре и мае проведено психосоциальное анкетирование. Учащихся с признаками зависимого поведения не выявлено. Однако, ряд учащихся замечено в курении. С ними ведется разъяснительная работа о вреде табакокурения, электронных сигарет и пр.

В целях предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, профилактической работы по предотвращению насилия, суицидальных проявлений в 6-й школьный день для родителей (законных представителей) было организовано информирование, консультативная работа, лекторий в рамках родительского университета, размещение материалов на сайте учреждений образования :

Информирование «Признаки суицидального риска» (10.09), консультация «Факторы риска для здоровья современной молодежи» (12.11), консультация при участии сотрудника РОВД «Репродуктивное здоровье молодежи: половая неприкосновенность личности» (25.02), консультация «Проблемное поведение подростков» (19.02), консультация ««Ответственное родительство – залог благополучия семьи» (20.05).

         По профилактике дезадатаптации учащихся 5-х кл. организовано тесное сотрудничество с классными руководителями. В школе обучается 55 детей, 2кл,  Наполняемость классов средняя. Педагогом-психологом в 5-х кл. были проведены следующие формы работы. В сентябре адаптационное занятие «Мой класс», диагностика способностей-интересов. В октябре анкетирование по адаптации. Собеседование с отдельными уч., профилактические беседы с учащимися подучетных категорий.  Результаты обсуждены с классными руководителями

Также проводится цикл занятий, бесед по дезадаптации в 1-х кл. на протяжении всего учебного года. Следует указать, что многие учащиеся показывают не столько симптомы дезадаптации, сколько проявления особенностей физического и личностного развития, недостаточную зрелость, инфантильность. 

  1. В сентябре проводится консультирование педагогов по выявлению высокомотивированных, способных детей, разработана памятка по видам способностей. Ежегодно обновляется банк данных одаренных (способных) учащихся по предметам (участники олимпиад, конкурсов). Так на 2022/23г. банк содержит сведения около 60 уч. 5-11 кл. и около 30 уч. начальных кл.

Выявлены дети со следующими способностями:  общие интеллектуальные , музыкально-артистические, художественные, спортивные, филологические, конструктивно-технические. Данные учащиеся вовлечены в различные факультативные занятия, олимпиады, объединения по интересам, спортивные секции, воспитательные мероприятия. На базе школы это 5 спортивных кружка, всего 10 объединений по интересам следующих направлений: «ЛИК» (1-5кл), по подготовке к ЦЭ. Во все классах организована работа по предметам факультативных занятий, всего около 40 факультативов.  Систематически проводится  совместно с классными руководителями изучение интересов учащихся. Составлены карты интересов на каждый класс. Карты интересов 9 кл. – это опора при  определении профиля обучения в 10 кл. При переходе в среднее звено с 5-ми кл. проводится диагностика способностей, уровня обучаемости. При переходе в 10 кл. проводится углубленная диагностика профессиональных интересов учащихся.

Имеется план работы педагога-психолога в 6-й школьный день, где предусмотрена развивающая работа с учащимися – участниками олимпиад, работа на снятие стрессовых проявления. Способные дети вовлекаются в групповые развивающие занятия, участники олимпиад учатся снимать нервное напряжение, тревожность.

На протяжении учебного года педагогом-психологом было проведено ряд мероприятий развивающего содержания: воспитательный час 5-6 кл «Дорогой добра и успеха» (06.09), занятие 8 кл. «Личность – та же вселенная»(08.10), занятие 7 кл. «Виды общения» (10.11), занятие-тренинг 9-10 кл. «Зрелость физическая, духовная, социальная» (17.12), занятие 7 кл. «Что такое толерантность?» (21.12), занятие 9 кл. «Познай себя» (09.02), диалог 11 кл. «Мы выбираем свой путь» (24.02), консультация-тренинг 5-8 кл. «Просто поверь в себя» (27.03), занятие 7-8 кл. «Самоутверждение и ответственное поведение» (05.05).

Таким образом, работа со способными учащимися носит планомерный, систематический характер, организована на диагностической основе.

Вопросы повышения качества работы со способными учащимися остаются приоритетными и в будущем уч. году.

10.Коррекционно-развивающая работа строится на основании данных диагностики с использованием элементов следующих Программ.

Программы российских авторов:

Н.Н.Амбросьева. Сказкотерапия для школьников. Москва. 2008 г.

М.Ю. Савченко. «Мои профессиональные намерения. Познавая себя и окружающих». Москва. 2008 г.

Л.М.Новикова, И.В.Самойлова. Программа «Четыре путешествия – психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе».  Москва. 2008 .

Е.В. Иванова. Программа психологического сопровождения учащихся классов коррекционно-развивающего обучения». Москва. 2006 г.

О.Хухлаева. Программа для младших школьников «Тропинка к своему «Я». Москва. 2001.г.

О.Хухлаева. Программа для 5-6 кл.«Тропинка к своему «Я». Москва. 2010.г.

«Путь к успеху» (Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников).

В школе разработаны свои коррекционные планы. ПЛАН работы педагога-психолога с детьми с ОПФР, с детьми-инвалидами .   Индивидуальные планы и программы работы с учащимися, состоящими на учете СОП, ИПР. Имеется Приказ  от 01.09.2021 г «О создании группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР». Отдельное место занимает развивающе-коррекционная, воспитательная работа с учащимися с ОПФР, которая организована в тесном сотрудничестве с учителями-дефектолагами, классными руководителями и нацелена на включение этих детей в социум, их социальную адаптацию. Так, на протяжении учебного года были проведены следующие профилактические, коррекционные мероприятия:

09.09, игра-упражнение 1-2 кл «Я в школе»;

16.11, 5 кл. «Я и моя школа»

29.11, 3-4 кл. «Умею ли я дружить»

16.01, 6-7 кл. «Что мешает нам учиться?»

10.02, 3-4 кл. «Чувства полезные и вредные»;

24.02, 8-9 кл. «Правила безопасного поведения»;

07.03, 6-7 кл. «Формирование позитивного отношения к учебе»;

20.05. 5-6 кл. «Мы такие разные».

Постоянно в рамках социального расследования отдельные учащиеся вовлекаются в развивающе-коррекционную, диагностическую работу на снятие тревожности, негативизма, выражение своих эмоций.

11.У педагога-психолога имеется весь необходимый диагностический инструментарий. Оформлена папка в соответствии с диагностическим минимумом. Много материалов имеется на электронных носителях. В течение года осуществлялись следующие диагностические процедуры совместно с классными руководителями:

Адаптация учащихся 1, 5-х кл.  октябрь-декабрь

Диагностика способностей-интересов  5 кл. сентябрь, май

Тест структуры интеллекта 5 кл.ноябрь

Изучение личностных качеств 9 кл. декабрь

Изучение межличностных отношений 5 кл. январь

Диагностика тревожности, нейротизма учащихся 7-9 кл.  февраль, март.

Выявление мотивов учения  учащихся 4 кл., апрель

В течение учебного года педагогом-психологом проведены следующие виды массовой диагностическая работы :

совместно с классными руководителями оценка риска (карта наблюдения) поведения подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий;

ПСА (психосоциальное анкетирование) 6-11 кл. октябрь, май;

антинаркотическое анкетирование 6-11 кл. октябрь, апрель;

на выявление признаков насилие 5-11кл.СОП. ноябрь;

девиантное поведение 5-11 кл, март;

игровая зависимость 5-11кл. апрель

профориентационная онлайн диагностика  «Профитест» 6 — 11 кл. декабрь.

Индивидуальная диагностика(соц. расследования) – постоянно

По итогам диагностических процедур оформлены протоколы психологического обследования уч., проводилось собеседование с педагогами, с отдельными учащимися. Разрабатывались рекомендации. Кроме данных процедур, в ходе психологических занятий осуществляется мини самодиагностика учащихся, самоанализ определенных качеств.

  1. Работа по профориентации учащихся строится исходя из годового плана с учетом диагностических данных. Начало профориентационной работы – это изучение интересов учащихся и составление карты интересов класса. Ежегодно совместно с классными руководителями обновляются карты интересов. Учащиеся ориентируются на посещение объединений по интересам, факультативных занятий в соответствии с выявленными интересами. Педагогом—психологом постоянно проводится диагностическая работа по профориентации  с учащимися 9-11 кл. Так,   из 55 обследованных учащихся 9-х кл. по предмету будущего труда  предпочтения распределились по 1-2-м областям следующим образом:

Человек-природа –7 уч. (13%)

Человек-техника –13уч. (24%)

Человек-человек – 31уч. (56%)

Человек-знаковая система –16уч.(29%)

Человек-художественный образ -8уч. (15%)

 

Рекомендации.

Классным руководителям проводить профориентационную работу с учетом данных диагностики в большей степени освещая специальности групп «Человек – техника», «Человек – человек» в 9-х кл. Информировать родителей о результатах проведенного опроса.

По результатам диагностики проводилось собеседование с классными руководителями, обсуждались направления воспитательной и профориентационной работы в классах.

Было проведено диагностическое обследование профессионального типа личности  учащихся 11кл. в феврале 2021 г.Прошли диагностику 35уч

 

Профессиональный тип личности (по 2-3 областям)

Класс,кол-во уч-ся

1

2

3

4

5

6

 

 

Реалисти

ческий

Исследо

вательский

Социаль

ный

Конвен

циональный

Предпри

имчивый

Артисти

ческий

 

11а, 15

1

4

5

3

2

 

11б, 24

2

7

6

8

1

 

Всего: 39 уч.

3

4

12

9

10

1

 

Заключение.

Учащиеся определили свой профессиональный тип личности. Преобладает  в 11-х кл.  предприимчивый тип (профессии: руководитель, директор,  адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор),социальный (работа с людьми)

Рекомендации.

При выборе профессии учитывать свои профессиональные склонности к определённым видам деятельности. Информировать родителей о профессиональном типе, склонностях учащихся.

Также все выпускники прошли онлайн диагностику «Профитест».

Работа по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся выпускных классов в УО ведется в следующих направлениях: профпросвещение обучающихся и законных представителей, психологическая диагностика, профконсультация по запросу, активные формы работы с обучающимися (тренинг, диалоговая площадка, игра и пр.) , взаимодействие с классными руководителями, другими ведомствами и службами в вопросах профориентации.

Наиболее активно проходили в этом году выезды обучающихся 9-х классов на экскурсии, День открытых дверей в УО профессионально-технического образования. Так, 29 апреля состоялся выезд 15 обучающихся 9 «Б» кл. на День открытых дверей в УО «Мстиславский государственный строительный колледж». Обучающиеся не только познакомились с учебной и производственной базой колледжа, условиями проживания, но и приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «MstislavSkills» (среди обучающихся г.Мстилавль и г.Кричев) и стали победителями этого конкурса. Дистанционная образовательная игра в формате брейн-ринга профориентационной направленности, организатором которой выступал УО «Кличевский государственный аграрнотехнический колледж», охватила  20 мая в онлайн режимы команды старшеклассников школ Могилевской области. Приняла участие в брейн-ринге и команда 9»Б» класса нашей школы. Ребята заняли 3-е место в дистанционном конкурсе.

Работа с заинтересованными службами. Регулярно школу посещают представители различных учебных заведений и служб в целях профориентации: РОЧС, РОВД, отделение военкомата, Витебская ветеринарная академия, Горецкая сельхозакадемия, ПТУЗЫ г.Кричев, Славгород, Чериков; Мстилавль и пр. В целях информирования учащихся профедены экскурсии в г.Чериков, г.Мстиславль, г.Горкии. Учащиеся ознакомлены с тем, что могут получить необходимую информацию на интернет сайтах, сайте школы. Например, http://www.kudapostupat.by/, http://www.mintrud.gov.by/ , http://rcpom.edu.by/ . На протяжении всего учебного года 1 раз в месяц проводился День профориентации, где учащиеся знакомились с профессионально-техническими колледжами  г.Могилева и Могилевской области.

 

Таким образом, профориентационная работа в школе носит системный характер,  проводится на диагностической основе .

  1. Работа с семьей, профилактика семейного неблагополучия предусматривает тесную взаимосвязь с классными руководителями. В целях профилактики семейного неблагополучия осуществляется посещение семей, проводится собеседование с родителями их консультирование на дому. В школе создан Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На его заседаниях ежемесячно рассматриваются материалы социальных расследований, вопросы пропусков уроков, нарушений поведения отдельными учащимися;  вопросы постановки на учет несовершеннолетних, оказавшихся в СОП и пр. Приглашаются родители для совместного поиска путей воспитания детей. Психологическое сопровождение учащихся, состоящих на различных видах учета, строится в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, тесного сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Разработаны индивидуальные планы работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении, а также программы работы с учащимися, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Мероприятия, предусмотренные планами, направлены на устранение тех причин, которые создают социально-опасное положение несовершеннолетнего или причин и профилактику противоправного поведения и реализуются в течение 3-6 месяцев, 1 года.. В ходе профилактической работы с учащимися проводятся мероприятия по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек, суицида, индивидуальные беседы и консультации о вреде алкоголя, курения, наркотиков, их пагубном влиянии на организм и пр. Формы работы используются как групповые, так и индивидуальные. Так,  одной из форм работы с родителями является проведение родительских собраний. Для родителей (законных представителей) состоялись общешкольные родительские собрания, где педагогом-психологом освещались вопросы профилактики девиантного поведения обучающихся:

09.09.22 «Безопасность детей – наша забота, забота родителей»;

29.11.22 «Профилактика преступление против половой неприкосновенности»;

14.01.23«Здоровая семья – здоровый ребенок»;

23.02.23 «Вместе против наркотиков»;

24.03.23 «Гражданское и патриотическое воспитание детей в семье»;

23.05.23 «Безопасность детей – общая забота. Безопасное лето».

Помимо родительских собраний, используются во взаимодействии с родителями индивидуальные беседы, общение на дому, совместная деятельность через родительский комитет, попечительский совет, информирование посредством стенда, родительского университета др. Необходимой формой работы с родителями выступают индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией, а также материалы родительского университета, размещенные на сайте УО.

Созданы банки данных различных категорий семей, составлены социально-педагогические характеристики школы и классов. Обновление данных производится 2 раза в год. В доступном для родителей месте оформлен уголок «Основы правовых знаний», информационный стенд, сайт школы, которые постоянно пополняются информацией о правовом положении несовершеннолетних, об уголовной и административной ответственности за правонарушения и преступления, советы, памятки для родителей по вопросам воспитания и пр.

В то же время проблема роста неблагополучных семей, роста количества социальных расследований, профилактика правонарушений остается по-прежнему острой. Поэтому данное направление работы в будущем учебном году будет продолжено.

  1. Психологическое просвещение учащихся и их родителей, педагогов осуществляется в ходе различных выступлений психолога, наглядной информации, информировании через сайт школы, методические объединения, ежедневного взаимодействия. Оформлены стенды «Социальная служба школы », «6-й школьный день». Ежегодно проходят в сентябре неделя психологии, в мае неделя ЗОЖ, на которых педагог-психолог использует различные формы: стендовая информация, психологические воспитательные занятия в классных коллективах, элементы тренинга, упражнения, презентации, и пр.

Психолог является активным участником районного МО педагогов-психологов. Проводится консультирование по запросам. Для педагогов осуществляются консультации по итогам диагностических процедур, готовятся памятки, рекомендации.

  1. Свою работу педагог-психолог строит в тесном взаимодействии с другими специалистами школы, СПЦ, органом опеки, а также с другими психологами школ района, СПЦ, ЦКРОиР. Таким образом, деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с действующими нормативными, методическими документами МО Республики Беларусь.

Некоторые статистические данные за год.

Консультации:    Учащиеся           Педагоги             Родители          Всего

Индивид.                205                            20                        49

Групповые.             60                              7                       23

Диагностика: совместно с классными руководителями.

Индивид.               25                          12                            320

Групповая (классы)    350              45                            170

Коррекционно-развивающие, психологические занятия в классах, группах:  54.

Исходя из вышеизложенного основными направлениями деятельности педагога-психолога в будущем учебном году выступают:

1.Профилактика и просвещение в целях предотвращения девиантного поведения учащихся, семейного неблагополучия.

2.Профориентационная работа в 9.11 кл.

3.Диагностико-развивающая работа со способными (высокомотивированными) учащимися.

 

Педагог-психолог          ___________                 И.О.Колесникова

 

 

Республиканский центр психологической помощи

2023/2024 учебный год

2022/2023 учебный год