Педагог-психолог
Годовой план педагога-психолога государственного учреждения образования «Средняя школа г.п.Краснополье»
на 2023/2024 учебный год
Цель: содействие сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса; психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Задачи: формировать благоприятный психологический микроклимат в учреждении образования; развивать познавательную, эмоционально-волевую сферы обучающихся; способствовать успешной социализации, развитию личности обучающихся.
Сроки | Содержание работы | |||
Направление | Работа с обучающимися | Работа с законными представителями | Работа с педагогами | |
СЕНТЯБРЬ | Профилактика | Профилактические беседы с учащимися различных категорий учета | Посещение семей вновь поступивших уч. по запросам класс.руководителей, семей различных категорий учета | Обсуждение внеурочной занятости уч-ся различных категорий учета |
Просвещение. Защита прав несовершеннолетних | Акция «Неделя психологии» 11-16.09. Обновление стендовых материалов «Мы за жизнь» 11-16.09, телефон доверия | Мини-лекция «Переходный возраст», 16.09 | Рекомендации по выявлению вида способностей (одаренности), учащихся.
| |
Диагностическая работа | Диагностика способностей (интересов) уч-ся 5, 10 кл. 18-23.09 Диагностика насилия 5-11 кл. Изучение личностных особенностей уч., состоящих на различных видах учета. | Собеседование с замещающими семьями.
| Изучение затруднений в работе классного руководителя, 25-29.09
| |
Коррекционно-развивающая работа | Адаптационные занятия 1, 5 кл.. Выявление уч., c дезадптацией 11.09 занятие 10-11 кл. «Жизнь не игра» | Оформление рекомендаций по преодолению трудностей адаптации 5 кл. | Составление планов работы с учащимися находящихся в СОП, программ работы с уч. ИПР | |
Консультирование | Консультирование уч-ся различных категорий учета «Какой Я?» Уточнение карт интересов учащихся. | Консультация «Трудности адаптации первоклассников в школе»,23.09 И6нформирование «Признаки суицидального риска».09.09 | Консультация «Изучаем самооценку», 15.09 | |
Здоровьесберегающая деятельность | Наблюдение за адаптацией учащихся 1, 5,10 кл. | Мини лекция 1 кл. «Причины дезадаптации», 02.09 | Памятка «Приемы релаксации» | |
Организационно-методическая работа | Оформление документации по учащимся различных категорий учета. Обновление банка по предметам «Одаренные дети». | Участие в составлении социально-педагогического паспорта школы. | Участие в заседании группы сопровождения уч. с ОПФР | |
ОКТЯБРЬ | Профилактика | Час – размышление 6-7 кл «Реальные опасности в виртуальном мире»,14.10 Занятия 7-8 кл. «Жизнь без сигарет». 20.10 | Посещение семей по запросам классн. руководителей. Рекомендации «Учение с увлечением» | Собеседование с класс.рук. о внеурочной занятости отдельных учащихся |
Просвещение. Защита прав несовершеннолетних | НЕДЕЛЯ МАТЕРИ Ко всемирному Дню психического здоровья диалог «Личность – та же вселенная» 8 кл,07.10 | Рекомендации «Родительский контроль в сети интернет»(сайт) Родитель. университет 5 кл. «Особенности перехода в среднюю школу»,21.10 | Рекомендации по работе с учащимися сост. на ИПР.. | |
Диагностическая работа | Анкетирование по итогам адаптации 5 кл. 24-28.10 Психосоциальное анкетирование 5-11кл | Самоанализ в ходе консультирования. Беседа в рамках соц.расследования | самоанализ затруднений классных руководителей | |
Коррекционно-развивающая работа | Инд. и подгр. работа с дезадаптир. уч., учащимися нах. в СОП, с ОПФР. занятие 5-6 кл «Наши самые-самые мамы»,11.10 Упражнения на снятие эмоционального напряжения (одарен.уч)28.10 | Рекомендации 6-9 кл. «Как уберечь ребенка от зависимостей?»,07.10 | Рекомендации педагогам по сплочению классных коллективов. | |
Консультирование | Консультирование по запросам «Мой темперамент и характер? | Консультация 5-9 кл. «О родительском авторитете»,28.10 | Консультирование по результатам диагностики. Участие в совещании по сопровождению одаренных уч. | |
Здоровьесберегающая деятельность | Занятие 9 кл. «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья человека» ,02.10 | Буклеты «Научите детей видеть ложь» | Рекомендации по обеспечению комфорт.психол. климата в классе. | |
Организационно-методическая работа | Подготовка информации по адаптации уч. 5кл. | Обновление листовок «Семья без насилия» | Участие в районном МО педагогов-психологов | |
НОЯБРЬ | Профилактика | Круглый стол «Насилие и толерантность» 7-8 кл,, 03.11 | Выступление на клас.. род.собр. 9-11 кл. «Факторы риска для здоровья современной молодежи»,11.11 | Собеседование с педагогами об успеваемости отдельных учащихся 01-04.11 |
Просвещение. Защита прав несовершеннолетних | НЕДЕЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СПИДа и ВИЧ – ИНФЕКЦИИ Оформление стенда по профилактике ВИЧ | Семейная гостиная 5кл. «Мой ребенок в 5-м классе» 03.11
| Мини лекция «Микроклимат семьи и воспитание детей»,04.11
| |
Диагностическая работа | Диагностика уровня обучаемости, тревожности 5 кл.,20-25.11 ДДО Климова 9 кл.., 15-18.11 Анкета «Что Вы знаете о СПИДе?» 5-7 кл,28-30.11 | Кинетический рисунок семьи 1 кл. (уч. нах. в СОП) | Собеседование с новыми классными руководителями «Профессиональные затруднения» 01-04.11 | |
Коррекционно-развивающая работа | Игра «Следопыт» 6 кл. Занятие 6-7 кл. «Твори свое здоровье сам» | Рекомендации (сайт) «Профилактику ВИЧ-инфекции» | Рекомендации «Приемы повышения социометрического статуса изолирован. детей в классе» | |
Консультирование | Консультирование 5-6 кл. «Что поможет нам учиться?» | Консультация 4-6 кл. «Формируем адекватную самооценку»,18.11 | Консультирование по проведению социометрии класса. 07-10.11 | |
Здоровьесберегающая деятельность | Беседа-тренинг «Жизнь с ВИЧ».9-11кл.Занятие «Твори свое здоровье сам» 5-6 кл, 13.11 | Информирование «ВИЧ в современном мире», 25.11 | Памятка «Меры профилактики ВИЧ» | |
Организационно-методическая работа | Оформление материалов по профилактике ВИЧ | Оформление материалов консультаций | Участие в консилиуме по 5 кл. Оформление методических материалов | |
декабрь | Профилактика | Проведение занятий, бесед по профилактике ВИЧ в 5, 6 кл. Профилактика стресса у участников район., област.олимпиад. (по запросу) | Посещение семей по запросам класс.руководителей | Обсуждение проблем поведения отдельных уч-ся . |
Просвещение. Защита прав несовершеннолетних | Памятка «Меры профилактики ВИЧ, ИПП» Круглый стол «Ценности жизни» 8 кл.,14.12
| Мини лекция 5-8 кл. «Причины снижения учебной мотивации»,02.12 | Информирование «Сопровождение семей СОП» | |
Диагностическая работа | Диагностика личностных качеств 9 кл., | Самодиагностика в ходе консультирования. | Подготовка материалов «Диагностика в работе с семьей» | |
Коррекционно-развивающая работа | Подгрупповая работа с учащимися СОП, ОПФР. Беседа-тренинг 9-11кл «Зрелость физическая, душевная, социальная»,16.12 | Рекомендации «Нецензурная лексика: как отучить»,17.12 | Рекомендации по работе с уч. различных категорий учета | |
Консультирование | Консультирование участников олимпиад «Как снять напряжение»,26-30.12 | Консультирование 1-6 кл. «Агрессивное поведение: профилактика»,09.12 | Консультирование педагогов по итогам диагностики классов | |
Здоровьесберегающая деятельность | Занятие 6-7 кл «О здоровье всерьез»,11.12 | Консультация «Духовные ценности семьи», 5-7 кл, 23.12 | Памятка «Меры профилактики СЭВ» | |
Организационно-методическая работа | Подготовка аналитических материалов по результатам диагностики. | Оформление материалов консультаций | Подготовка информаций (по запросу) |
№ п/п | Дата и время проведения | Наименование мероприятия (дети) Консультации для родителей. | Место проведения | Ф.И.О (полностью) Место работы, должность
|
1 | 06.01 | Консультация 1 кл. «Причины социально-психологической дезадаптации » | 11.00 Каб.3 | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
2. | 13.01 | Профилактическое занятие 10-11 кл. «Я выбираю жизнь» Информирование «Признаки суицидального риска» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
3. | 20.01 | Занятие 9 кл. «Классификация профессий» Консультация 7-9 кл. «Переходный возраст» | 9.00 Каб.17 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
4. | 27.01 | Беседа-игра 3-4 кл. «Эти удивительные 7-Я» Консультация 5 кл. «Трудности адаптации пятиклассников в школе» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
5. | 03.02 | Диалог «Личность – та же вселенная» 8 кл Рекомендации «Родительский контроль | 9.00 Каб. 20 сайт | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
6. | 10.02 | Занятие 9 кл. «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья человека» Родительский университет: Консультация 8-11 кл. ««Как уберечь ребенка от зависимостей?» | 9.00 Каб. 17 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
7. | 17.02 | Консультация 10-11 кл. «Профессиональное и личностное самоопределение» Родительский университет: мини лекция «Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
8. | 24.02 | Час – размышление «Первая любовь – это навсегда?» 9 кл. Выступление на класс.род. собр. 1-5 кл. «Учение с увлечением» | 9.00 Акт.зал Клас.кабинеты
| Педагог-психолог Колесникова И.О. |
9. | 02.03 | Консультация будущие участники олимпиад. «Стресс, упражнения на снятие напряжения» Консультация 5-8 кл. ««О родительском авторитете» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
10. | 09.03 |
Семейная гостиная 5кл. «Идеальные родители глазами детей» | 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. Классные руководители |
11. | 16.03 | Занятие 6-7 кл. «Твори свое здоровье сам» Родительский университет: Консультация 8-11 кл. «Факторы риска для здоровья современной молодежи» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
12. | 23.03 | Занятие-игра 1-4кл. «Профессии наших родителей» Консультация 4-6 кл. «Формируем адекватную самооценку» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
13. | 30.03 | Беседа-тренинг «Жизнь с ВИЧ» 9-11кл. Информирование «ВИЧ в современном мире» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
14. | 06.04 | Круглый стол «Насилие и толерантность» 7-8 кл Консультация 5-8 кл. «Причины снижения учебной мотивации» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
15. | 13.04 | Занятие 6-7 кл «О здоровье всерьез» Родительский университет: Консультация 1-6 кл. «Агрессивное поведение: профилактика» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
16. | 20.04 | Беседа-тренинг 9-11кл «Зрелость физическая, духовная, социальная» Консультация 7-11кл.«Нецензурная лексика: как отучить» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
17. | 26.04 | Круглый стол «Ценности жизни» 8 кл. консультация 5-7кл «Духовные ценности семьи» | 9.00 Акт.зал 11.00 Акт.зал | Педагог-психолог Колесникова И.О. |
День недели
| Время работы | Консультации |
Понедельник | 8.00 – 15.00 | Консультации для учащихся 14.00 — 15.00 |
Вторник | 8.00 – 15.00 | Консультации для родителей 14.00 — 15.00 |
Среда | 8.00 – 15.00 | Консультации для педагогов 14.00 — 15.00 |
Четверг | 8.00 – 15.00 | Консультации для учащихся 14.00 — 15.00 |
Пятница | 8.00 – 15.00 | Консультации для педагогов 14.00 — 15.00 |
Суббота | 8.00 – 13.00 | Консультации для педагогов 8.00 — 9.00 Консультации для учащихся 10.00 — 11.00 Консультации для родителей, посещение семей 11.00 — 13.00 |
ИТОГО: 40 часов |
Государственное учреждение образования «Средняя школа г.п.Краснополье»
Самоанализ деятельности педагога-психолога за 2022/23 уч. г.
Май 2023 г.
1-3.Деятельность педагога-психолога организована в соответствии с действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической базой МО Республики Беларусь, на основании Инструкции «О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказания им психологической помощи» от 20.09.2022 г. Основные нормативные документы педагога-психолога имеются на бумажных и дополнительные на электронных носителях и представлены в 2-х папках «Нормативные правовые акты и методические документы по организации работы педагога-психолога учреждения общего среднего образования», «Нормативные правовые акты и методические документы, используемые педагогом-психологом в работе с несовершеннолетними и семьей». В своей работе педагог-психолог руководствуется Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» 2022г,Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» 2022 г; Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, 2011 г.
4.Педагог-психолог имеет высшее педагогическое образование с переподготовкой по специальности «Практическая психология», стаж в должности 13 лет, аттестована в апреле 2013 г. на первую квалификационную категорию, курсовую переподготовку проходит своевременно, последнюю в октябре 2021 г.
5.Годовой план педагога-психолога на 2022/23 уч.г. составлен по следующим направлениям и разделам: работа с детьми, педагогами и родителями; профилактическая работа, просвещение и защита прав несовершеннолетних; диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультирование, здоровьесберегающая деятельность; организационно-методическая работа. Годовой план составлен по месяцам.
Цель деятельности педагога-психолога:
1.Способстовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного психологического микроклимата в школе.
2.Оказание психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.
Все планы работы утверждены. Планирование на полугодие основывается на циклограмме рабочего времени, которая утверждена директором школы. В планировании предусмотрены все направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, консультирование и просвещение. Работа психолога опирается на общешкольные годовые задачи.
В течение 2022/2023 учебного года педагогический коллектив ГУО “Средняя школа г.п.Краснополье” работал над реализацией воспитательных задач: Формировать гражданственность, патриотизм, духовно-нравственные ценности, устойчивую мотивацию к здоровьесбережению через совершенствование воспитательной работы, организацию полезной занятости обучающихся.
Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь в учреждении оьразования одними из основных направлений работы в 2022/2023 учебном году являлись:
- формирование навыков здорового образа жизни,ответственного и безопасного поведения;
- патриотическое воспитание;
- профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
- трудовое воспитание, профориентационная работа;
Приоритетным направлением работы психолога выступают профилактика и просвещение, что способствует повышению общей психологической культуры учащихся, педагогов и родителей и, как следствие, способствует профилактике социального неблагополучия в будущем. В этих целях используются следующие Программы и методические рекомендации:
Методические рекомендации МО Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»,
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 15.01.2019 г. « О признании детей находящихся в социально опасном положении»,
Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. 2011 г.
Методические рекомендации МО Республики Беларусь по организации индивидуально профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования. 2023 г.
Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ … установлены в соответствии с законодательством. 2017 г.
Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних. 2019 г.
Программа МО «Моё профессиональное будущее» 2007г.
Программа М.Савченко «Мои профессиональные намерения». 2008 г.
6.Основная документация педагога-психолога ведется в соответствии с номенклатурой дел по ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье»:
Дело № 8-1. Планы работы педагога-психолога.
Дело № 8-3. Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы.
Дело № 8-2. Журнал консультаций.
Журнал учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент.
7-8. По профилактике вредных привычек, потребления ПАВ, правонарушений, суицидального поведения, интернет-зависимости, формированию ЗОЖ, ответственного поведения учащихся систематически проводятся разнообразные профилактические, групповые занятия в классах, в сентябре неделя психологии, в мае неделя ЗОЖ:
08.09 10 кл. «Жизненные ценности»
10.09. 10-11 кл. «Я выбираю жизнь». (профилактика суицида)
12-17.09 акция «Неделя психологии»
05.10 8 кл. «Прежде чем нарушать закон — подумай…»
08.10 10 кл. «Наркотики и ПАВ, последствия»
14.10 7-8кл. «Реальные опасности в виртуальном мире»
31.10 видеолекторий «Мы выбираем ЗОЖ»
12.11 6-7 кл «Твори свое здоровье сам»
28.11 8кл. «Жестокость и насилие, как им противостоять»
02.12 7 кл. «Вместе против агрессии»
13.12 8-9 кл видеолекторий «Кибербуллинг»
26.12 1-5 кл.»Безопасные опасности»
05.01 5-7 кл «Как сберечь свое здоровье»
14.01 9-11 кл. «Твое здоровье и наркотики»
21.01 8-9 кл. «Насилие в молодежной среде»
27.01 7кл. «Реальные опасности в виртуальном мире»
09.02 9-10кл «Как противостоять давлению?»
23.02 9-11кл. «Скажи нет наркотикам»
01.03 8кл «Найди альтернативу наркотикам»
04.03 10-11кл «Стиль жизни – активная позиция»
13.03 9кл «Молодежь выбирает ЗОЖ»18.03 8кл «Насилие, жестокость и закон»
28.03 7-9кл «Игромания и я»
05.04 7кл «О здоровье всерьез»
04.05 8-9кл «Жизнь без сигарет»
05.05 10-11кл «Подростки и электронные сигареты»
06.05 9,11кл «Впереди экзамены»
В соответствии с годовым планом работы школы, планом воспитательной и работы школы, координационным межведомственным планом по организации занятости несовершеннолетних в шестой школьной день предусмотрен комплекс мер по формированию ЗОЖ, профилактике вредных привычек, суицидального поведения среди несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры; профилактике правонарушений, психологическая поддержка обучающихся, занятость несовершеннолетних в 6-й школьный день: воспитательные мероприятия, классные часы, акции, трудовой десант, ШАГ, стендовая информация, работа школьного сайта; встречи с заинтересованными службами, родительские собрания, экскурсии и пр. В учреждении образования на протяжении учебного года не было выявлено обучающихся с суицидальными наклонностями. Поэтому профилактическая работа имела общий характер (первичная профилактика). Информация о телефонах экстренной психологической помощи размещена на сайте, стенде при входе в учреждение образования.
Систематически ведется разъяснительная работа о недопущении асоциального поведения обучающихся, курения, употребления психоактивных веществ. В октябре и мае проведено психосоциальное анкетирование. Учащихся с признаками зависимого поведения не выявлено. Однако, ряд учащихся замечено в курении. С ними ведется разъяснительная работа о вреде табакокурения, электронных сигарет и пр.
В целях предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, профилактической работы по предотвращению насилия, суицидальных проявлений в 6-й школьный день для родителей (законных представителей) было организовано информирование, консультативная работа, лекторий в рамках родительского университета, размещение материалов на сайте учреждений образования :
Информирование «Признаки суицидального риска» (10.09), консультация «Факторы риска для здоровья современной молодежи» (12.11), консультация при участии сотрудника РОВД «Репродуктивное здоровье молодежи: половая неприкосновенность личности» (25.02), консультация «Проблемное поведение подростков» (19.02), консультация ««Ответственное родительство – залог благополучия семьи» (20.05).
По профилактике дезадатаптации учащихся 5-х кл. организовано тесное сотрудничество с классными руководителями. В школе обучается 55 детей, 2кл, Наполняемость классов средняя. Педагогом-психологом в 5-х кл. были проведены следующие формы работы. В сентябре адаптационное занятие «Мой класс», диагностика способностей-интересов. В октябре анкетирование по адаптации. Собеседование с отдельными уч., профилактические беседы с учащимися подучетных категорий. Результаты обсуждены с классными руководителями
Также проводится цикл занятий, бесед по дезадаптации в 1-х кл. на протяжении всего учебного года. Следует указать, что многие учащиеся показывают не столько симптомы дезадаптации, сколько проявления особенностей физического и личностного развития, недостаточную зрелость, инфантильность.
- В сентябре проводится консультирование педагогов по выявлению высокомотивированных, способных детей, разработана памятка по видам способностей. Ежегодно обновляется банк данных одаренных (способных) учащихся по предметам (участники олимпиад, конкурсов). Так на 2022/23г. банк содержит сведения около 60 уч. 5-11 кл. и около 30 уч. начальных кл.
Выявлены дети со следующими способностями: общие интеллектуальные , музыкально-артистические, художественные, спортивные, филологические, конструктивно-технические. Данные учащиеся вовлечены в различные факультативные занятия, олимпиады, объединения по интересам, спортивные секции, воспитательные мероприятия. На базе школы это 5 спортивных кружка, всего 10 объединений по интересам следующих направлений: «ЛИК» (1-5кл), по подготовке к ЦЭ. Во все классах организована работа по предметам факультативных занятий, всего около 40 факультативов. Систематически проводится совместно с классными руководителями изучение интересов учащихся. Составлены карты интересов на каждый класс. Карты интересов 9 кл. – это опора при определении профиля обучения в 10 кл. При переходе в среднее звено с 5-ми кл. проводится диагностика способностей, уровня обучаемости. При переходе в 10 кл. проводится углубленная диагностика профессиональных интересов учащихся.
Имеется план работы педагога-психолога в 6-й школьный день, где предусмотрена развивающая работа с учащимися – участниками олимпиад, работа на снятие стрессовых проявления. Способные дети вовлекаются в групповые развивающие занятия, участники олимпиад учатся снимать нервное напряжение, тревожность.
На протяжении учебного года педагогом-психологом было проведено ряд мероприятий развивающего содержания: воспитательный час 5-6 кл «Дорогой добра и успеха» (06.09), занятие 8 кл. «Личность – та же вселенная»(08.10), занятие 7 кл. «Виды общения» (10.11), занятие-тренинг 9-10 кл. «Зрелость физическая, духовная, социальная» (17.12), занятие 7 кл. «Что такое толерантность?» (21.12), занятие 9 кл. «Познай себя» (09.02), диалог 11 кл. «Мы выбираем свой путь» (24.02), консультация-тренинг 5-8 кл. «Просто поверь в себя» (27.03), занятие 7-8 кл. «Самоутверждение и ответственное поведение» (05.05).
Таким образом, работа со способными учащимися носит планомерный, систематический характер, организована на диагностической основе.
Вопросы повышения качества работы со способными учащимися остаются приоритетными и в будущем уч. году.
10.Коррекционно-развивающая работа строится на основании данных диагностики с использованием элементов следующих Программ.
Программы российских авторов:
Н.Н.Амбросьева. Сказкотерапия для школьников. Москва. 2008 г.
М.Ю. Савченко. «Мои профессиональные намерения. Познавая себя и окружающих». Москва. 2008 г.
Л.М.Новикова, И.В.Самойлова. Программа «Четыре путешествия – психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе». Москва. 2008 .
Е.В. Иванова. Программа психологического сопровождения учащихся классов коррекционно-развивающего обучения». Москва. 2006 г.
О.Хухлаева. Программа для младших школьников «Тропинка к своему «Я». Москва. 2001.г.
О.Хухлаева. Программа для 5-6 кл.«Тропинка к своему «Я». Москва. 2010.г.
«Путь к успеху» (Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников).
В школе разработаны свои коррекционные планы. ПЛАН работы педагога-психолога с детьми с ОПФР, с детьми-инвалидами . Индивидуальные планы и программы работы с учащимися, состоящими на учете СОП, ИПР. Имеется Приказ от 01.09.2021 г «О создании группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР». Отдельное место занимает развивающе-коррекционная, воспитательная работа с учащимися с ОПФР, которая организована в тесном сотрудничестве с учителями-дефектолагами, классными руководителями и нацелена на включение этих детей в социум, их социальную адаптацию. Так, на протяжении учебного года были проведены следующие профилактические, коррекционные мероприятия:
09.09, игра-упражнение 1-2 кл «Я в школе»;
16.11, 5 кл. «Я и моя школа»
29.11, 3-4 кл. «Умею ли я дружить»
16.01, 6-7 кл. «Что мешает нам учиться?»
10.02, 3-4 кл. «Чувства полезные и вредные»;
24.02, 8-9 кл. «Правила безопасного поведения»;
07.03, 6-7 кл. «Формирование позитивного отношения к учебе»;
20.05. 5-6 кл. «Мы такие разные».
Постоянно в рамках социального расследования отдельные учащиеся вовлекаются в развивающе-коррекционную, диагностическую работу на снятие тревожности, негативизма, выражение своих эмоций.
11.У педагога-психолога имеется весь необходимый диагностический инструментарий. Оформлена папка в соответствии с диагностическим минимумом. Много материалов имеется на электронных носителях. В течение года осуществлялись следующие диагностические процедуры совместно с классными руководителями:
Адаптация учащихся 1, 5-х кл. октябрь-декабрь
Диагностика способностей-интересов 5 кл. сентябрь, май
Тест структуры интеллекта 5 кл.ноябрь
Изучение личностных качеств 9 кл. декабрь
Изучение межличностных отношений 5 кл. январь
Диагностика тревожности, нейротизма учащихся 7-9 кл. февраль, март.
Выявление мотивов учения учащихся 4 кл., апрель
В течение учебного года педагогом-психологом проведены следующие виды массовой диагностическая работы :
совместно с классными руководителями оценка риска (карта наблюдения) поведения подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий;
ПСА (психосоциальное анкетирование) 6-11 кл. октябрь, май;
антинаркотическое анкетирование 6-11 кл. октябрь, апрель;
на выявление признаков насилие 5-11кл.СОП. ноябрь;
девиантное поведение 5-11 кл, март;
игровая зависимость 5-11кл. апрель
профориентационная онлайн диагностика «Профитест» 6 — 11 кл. декабрь.
Индивидуальная диагностика(соц. расследования) – постоянно
По итогам диагностических процедур оформлены протоколы психологического обследования уч., проводилось собеседование с педагогами, с отдельными учащимися. Разрабатывались рекомендации. Кроме данных процедур, в ходе психологических занятий осуществляется мини самодиагностика учащихся, самоанализ определенных качеств.
- Работа по профориентации учащихся строится исходя из годового плана с учетом диагностических данных. Начало профориентационной работы – это изучение интересов учащихся и составление карты интересов класса. Ежегодно совместно с классными руководителями обновляются карты интересов. Учащиеся ориентируются на посещение объединений по интересам, факультативных занятий в соответствии с выявленными интересами. Педагогом—психологом постоянно проводится диагностическая работа по профориентации с учащимися 9-11 кл. Так, из 55 обследованных учащихся 9-х кл. по предмету будущего труда предпочтения распределились по 1-2-м областям следующим образом:
Человек-природа –7 уч. (13%)
Человек-техника –13уч. (24%)
Человек-человек – 31уч. (56%)
Человек-знаковая система –16уч.(29%)
Человек-художественный образ -8уч. (15%)
Рекомендации.
Классным руководителям проводить профориентационную работу с учетом данных диагностики в большей степени освещая специальности групп «Человек – техника», «Человек – человек» в 9-х кл. Информировать родителей о результатах проведенного опроса.
По результатам диагностики проводилось собеседование с классными руководителями, обсуждались направления воспитательной и профориентационной работы в классах.
Было проведено диагностическое обследование профессионального типа личности учащихся 11кл. в феврале 2021 г.Прошли диагностику 35уч
Профессиональный тип личности (по 2-3 областям)
№ | Класс,кол-во уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Реалисти ческий | Исследо вательский | Социаль ный | Конвен циональный | Предпри имчивый | Артисти ческий | |
| 11а, 15 | 1 | 4 | 5 | 3 | 2 | — |
| 11б, 24 | 2 | — | 7 | 6 | 8 | 1 |
| Всего: 39 уч. | 3 | 4 | 12 | 9 | 10 | 1 |
Заключение.
Учащиеся определили свой профессиональный тип личности. Преобладает в 11-х кл. предприимчивый тип (профессии: руководитель, директор, адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор),социальный (работа с людьми)
Рекомендации.
При выборе профессии учитывать свои профессиональные склонности к определённым видам деятельности. Информировать родителей о профессиональном типе, склонностях учащихся.
Также все выпускники прошли онлайн диагностику «Профитест».
Работа по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся выпускных классов в УО ведется в следующих направлениях: профпросвещение обучающихся и законных представителей, психологическая диагностика, профконсультация по запросу, активные формы работы с обучающимися (тренинг, диалоговая площадка, игра и пр.) , взаимодействие с классными руководителями, другими ведомствами и службами в вопросах профориентации.
Наиболее активно проходили в этом году выезды обучающихся 9-х классов на экскурсии, День открытых дверей в УО профессионально-технического образования. Так, 29 апреля состоялся выезд 15 обучающихся 9 «Б» кл. на День открытых дверей в УО «Мстиславский государственный строительный колледж». Обучающиеся не только познакомились с учебной и производственной базой колледжа, условиями проживания, но и приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «MstislavSkills» (среди обучающихся г.Мстилавль и г.Кричев) и стали победителями этого конкурса. Дистанционная образовательная игра в формате брейн-ринга профориентационной направленности, организатором которой выступал УО «Кличевский государственный аграрнотехнический колледж», охватила 20 мая в онлайн режимы команды старшеклассников школ Могилевской области. Приняла участие в брейн-ринге и команда 9»Б» класса нашей школы. Ребята заняли 3-е место в дистанционном конкурсе.
Работа с заинтересованными службами. Регулярно школу посещают представители различных учебных заведений и служб в целях профориентации: РОЧС, РОВД, отделение военкомата, Витебская ветеринарная академия, Горецкая сельхозакадемия, ПТУЗЫ г.Кричев, Славгород, Чериков; Мстилавль и пр. В целях информирования учащихся профедены экскурсии в г.Чериков, г.Мстиславль, г.Горкии. Учащиеся ознакомлены с тем, что могут получить необходимую информацию на интернет сайтах, сайте школы. Например, http://www.kudapostupat.by/, http://www.mintrud.gov.by/ , http://rcpom.edu.by/ . На протяжении всего учебного года 1 раз в месяц проводился День профориентации, где учащиеся знакомились с профессионально-техническими колледжами г.Могилева и Могилевской области.
Таким образом, профориентационная работа в школе носит системный характер, проводится на диагностической основе .
- Работа с семьей, профилактика семейного неблагополучия предусматривает тесную взаимосвязь с классными руководителями. В целях профилактики семейного неблагополучия осуществляется посещение семей, проводится собеседование с родителями их консультирование на дому. В школе создан Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На его заседаниях ежемесячно рассматриваются материалы социальных расследований, вопросы пропусков уроков, нарушений поведения отдельными учащимися; вопросы постановки на учет несовершеннолетних, оказавшихся в СОП и пр. Приглашаются родители для совместного поиска путей воспитания детей. Психологическое сопровождение учащихся, состоящих на различных видах учета, строится в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, тесного сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Разработаны индивидуальные планы работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении, а также программы работы с учащимися, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Мероприятия, предусмотренные планами, направлены на устранение тех причин, которые создают социально-опасное положение несовершеннолетнего или причин и профилактику противоправного поведения и реализуются в течение 3-6 месяцев, 1 года.. В ходе профилактической работы с учащимися проводятся мероприятия по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек, суицида, индивидуальные беседы и консультации о вреде алкоголя, курения, наркотиков, их пагубном влиянии на организм и пр. Формы работы используются как групповые, так и индивидуальные. Так, одной из форм работы с родителями является проведение родительских собраний. Для родителей (законных представителей) состоялись общешкольные родительские собрания, где педагогом-психологом освещались вопросы профилактики девиантного поведения обучающихся:
09.09.22 «Безопасность детей – наша забота, забота родителей»;
29.11.22 «Профилактика преступление против половой неприкосновенности»;
14.01.23«Здоровая семья – здоровый ребенок»;
23.02.23 «Вместе против наркотиков»;
24.03.23 «Гражданское и патриотическое воспитание детей в семье»;
23.05.23 «Безопасность детей – общая забота. Безопасное лето».
Помимо родительских собраний, используются во взаимодействии с родителями индивидуальные беседы, общение на дому, совместная деятельность через родительский комитет, попечительский совет, информирование посредством стенда, родительского университета др. Необходимой формой работы с родителями выступают индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией, а также материалы родительского университета, размещенные на сайте УО.
Созданы банки данных различных категорий семей, составлены социально-педагогические характеристики школы и классов. Обновление данных производится 2 раза в год. В доступном для родителей месте оформлен уголок «Основы правовых знаний», информационный стенд, сайт школы, которые постоянно пополняются информацией о правовом положении несовершеннолетних, об уголовной и административной ответственности за правонарушения и преступления, советы, памятки для родителей по вопросам воспитания и пр.
В то же время проблема роста неблагополучных семей, роста количества социальных расследований, профилактика правонарушений остается по-прежнему острой. Поэтому данное направление работы в будущем учебном году будет продолжено.
- Психологическое просвещение учащихся и их родителей, педагогов осуществляется в ходе различных выступлений психолога, наглядной информации, информировании через сайт школы, методические объединения, ежедневного взаимодействия. Оформлены стенды «Социальная служба школы », «6-й школьный день». Ежегодно проходят в сентябре неделя психологии, в мае неделя ЗОЖ, на которых педагог-психолог использует различные формы: стендовая информация, психологические воспитательные занятия в классных коллективах, элементы тренинга, упражнения, презентации, и пр.
Психолог является активным участником районного МО педагогов-психологов. Проводится консультирование по запросам. Для педагогов осуществляются консультации по итогам диагностических процедур, готовятся памятки, рекомендации.
- Свою работу педагог-психолог строит в тесном взаимодействии с другими специалистами школы, СПЦ, органом опеки, а также с другими психологами школ района, СПЦ, ЦКРОиР. Таким образом, деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с действующими нормативными, методическими документами МО Республики Беларусь.
Некоторые статистические данные за год.
Консультации: Учащиеся Педагоги Родители Всего
Индивид. 205 20 49
Групповые. 60 7 23
Диагностика: совместно с классными руководителями.
Индивид. 25 12 320
Групповая (классы) 350 45 170
Коррекционно-развивающие, психологические занятия в классах, группах: 54.
Исходя из вышеизложенного основными направлениями деятельности педагога-психолога в будущем учебном году выступают:
1.Профилактика и просвещение в целях предотвращения девиантного поведения учащихся, семейного неблагополучия.
2.Профориентационная работа в 9.11 кл.
3.Диагностико-развивающая работа со способными (высокомотивированными) учащимися.
Педагог-психолог ___________ И.О.Колесникова