Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современного человека характеризует не только получение базовых знаний, но и способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

 

Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.

функциональная грамотность помогает людям использовать внутренние резервы: запас имеющейся информации, применять знания на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Что должна уметь современная молодежь?

Современное общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях. А это значит, что обществу нужны функционально грамотные специалисты. Поэтому вектор современного образования смещается к обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Существует пять основных способов развития навыков функциональной грамотности современного человека:

1) Критично мыслить — ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл?

2) Развивать коммуникативные навыки — формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3) Участвовать в дискуссиях — обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4) Расширять кругозор — разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

5) Организовывать процесс познания — ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Как сформировать функциональную грамотность?

Каждый педагог в урочной и внеурочной деятельности обязан создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся —  способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и надпредметных компетенций, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

 

    В ноябре 2023 года в Республике Беларусь было проведено национальное исследование качества образования (НИКО), которое сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.

 

    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Формируя функциональную грамотность в учебном процессе, нужно понимать, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Следовательно, важнейшая задача обучения на всех ступенях общего среднего образования связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:

-математическая грамотность;

-читательская грамотность;

-естественнонаучная грамотность;

-финансовая грамотность;

-креативное мышление;

-глобальные компетенции.

учащийся с развитой функциональной грамотностью имеет следующие отличительные черты:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Внимание!  Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности должен быть логично встроен в учебную деятельность, а задания – равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего учебного года.

Особенности заданий, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут представить себя;
  • соответствие возрасту учащихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Как сформировать функциональную грамотность в учебной деятельности и сделать это успешно?

В средних и старших классах прослеживается постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. Полезным будет проведение дискуссий о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Подобрав задания на стыке разных наук (реализация межпредметных связей), где одновременно нужно знать  историю и литературу, географию и физику можно делать глубокие выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным направлениям.

Для развития критического мышления во внеурочной деятельности учим детей анализировать прочитанное, увиденное и услышанное, а также учить определять фейки и вирусный контент.

Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную личность, которая легко ориентируется в огромном потоке информации, умеет работать в команде, самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, контролировать и оценивать результаты; анализировать и корректировать свою деятельность. А главное  – будет конкурентоспособным специалистом, работающим на благо своей страны.

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни

Какие умения входят в понятие читательской грамотности

Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.

Поиск информации в тексте

Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Оценивание качества и достоверности

Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

Осмысление содержания и формы

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

https://adu.by/ru/component/content/article/chitatelskaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

Математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математическая грамотность – это способность учащихся:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

https://adu.by/ru/component/content/article/trenirovochnye-zadaniya-matematicheskaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

Что такое финансовая грамотность?


Это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.

 https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/finansovaya-gramotnost/

ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 https://fingramota.by/

Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру.

Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося.

Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:

  • применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
  • создавать и применять объяснительные модели;
  • прогнозировать развитие явлений и процессов;
  • объяснять принцип действия технологий и приборов.

Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:

  • умения распознавание и формулирование цели исследования;
  • определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
  • выдвижение и обоснование научных гипотез;
  • поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.

Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:

  • умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
  • трансформировать формы представления данных;
  • определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
  • проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.

 

https://adu.by/ru/component/content/article/estestvennonauchnaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

 НИКО – это оценка функциональной грамотности обучающихся, определение того, насколько сегодняшние юноши и девушки готовы к взрослой жизни, решению реальных жизненных проблем с использованием тех знаний и умений, которые они получили в учреждениях образования.
НИКО не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений, а проводится наряду с ней.

Среди задач НИКО:

  • определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование;
  • анализ факторов, связанных с уровнем сформированности функциональной грамотности обучающихся;
  • выявление соответствия образовательной практики актуальным запросам обучающихся и их законных представителей;
  • информирование общественности о качестве подготовки подрастающего поколения к полноценному участию в жизни общества, эффективному решению жизненных задач.

Основной этап исследования – тестирование обучающихся, продолжительность которого составит полтора часа (две 40-минутные сессии с 10-минутным перерывом).

Каждый участник НИКО получит вариант работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности (читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой). 

Главной особенностью диагностической работы является ориентация на проверку способностей обучающихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.

При выполнении диагностической работы внимание участников исследования будет сфокусировано на определенных жизненных ситуациях, требуя применения комплекса практико-ориентированных навыков.

 

 — Особенности диагностического инструментария НИКО (читательская грамотность)

Тренировочные задания

 — Особенности диагностического инструментария НИКО (математическая грамотность)

Тренировочные задания

 — Особенности диагностического инструментария НИКО (естественнонаучная грамотность)

Тренировочные задания

 — Особенности диагностического инструментария НИКО (финансовая грамотность)

Тренировочные задания

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НА ПЛАТФОРМЕ НИКО

Цель: формирование и развитие функциональной грамотности учащихся посредством повышения профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам формирования и развития функциональной грамотности учащихся, способствующей повышению качества образования,  совершенствованию образовательной среды. 

Задачи:

  • изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности учащихся; 
  • выявление затруднений и проблем, имеющих место в формировании функциональной грамотности учащихся для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана мероприятий, направленных  на формирование функциональной грамотности учащихся;
  • разработка плана работы учреждения образования по формированию функциональной грамотности учащихся;
  • совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Планируемые результаты

Ответственные 

1. Нормативное правовое обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности

1.1.

Изучение нормативных правовых материалов по формированию и оценке функциональной грамотности (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2023 № 146 (ред. от 07.08.2024)
Об утверждении Инструкции о порядке проведения мероприятия «Национальное исследование качества образования»)

сентябрь 2024

Разработка плана работы учреждения образования (далее УО) по формированию функциональной грамотности       

Руководство УО

1.2.

Ознакомление с образовательными стандартами начального, базового и среднего образования нового поколения в качестве технических нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь.

2025

Использование в образовательном процессе педагогическими работниками УО

Руководство УО

2. Научно-методическое обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

2.1.

Изучение инструктивно-методического письма  Министерства образования Республики Беларусь, методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности обучающихся при реализации образовательных программ общего среднего образования

август

2024

Повышение информированности и мотивации педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся

Амерханова И.В., заместитель директора по УР 

2.2.

Разработка планов работы УМО по единой методической теме «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»

до 04.09.2024

Реализация планов работы УМО

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО

3.Непрерывное профессиональное образование педагогических работников в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся

3.1.

Организация участия педагогических работников в мероприятиях различного уровня, направленных на формирование функциональной грамотности 

в течение 2024/2025 учебного года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросу формирования функциональной грамотности. 

Руководство УО

3.2.

Методический диалог (в рамках учебно -методических объединений) «Приёмы формирования и развития функциональной грамотности как средство повышения качества образования»

октябрь 2024

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО

3.3.

Методический семинар «Опыт реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности»

Февраль 2025

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности.

 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО

3.4.

Проведение заседаний УМО по единой методической теме «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»

в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО

3.5.

Организация индивидуальных консультаций с педагогическими работниками по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, устранение возможных затруднений

В течение 2024/2025 учебного года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО Колесникова И.О., педагог-психолог

4. Распространение эффективных педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся

4.1.

Заседания учебно-методических объединений с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности обучающихся

в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану

Корректировка плана работы, методические рекомендации по реализации плана

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО, педагогические работники

4.2.

Подготовка методических материалов: разработок учебных занятий, занятий воспитательной и идеологической направленности с использованием заданий по функциональной грамотности, методических рекомендаций и др.

в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану

Создание банка заданий

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО, педагогические работники

5. Работа с обучающимися и их законными представителями по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности (включая работу с социальными партнёрами УО)

5.1.

Организация работы факультативных занятий по финансовой грамотности для учащихся III, VI, VIII, Х классов в соответствии с учебно-методическими комплексами

в течение 2024/2025 учебного года

Повышение финансовой грамотности учащихся

Руководство УО

5.2.

Организация участия в республиканской олимпиаде по финансовой грамотности учащихся

сентябрь – декабрь  2024

 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР

5.3.

Организация обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся учреждений общего среднего образования в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи, с участием специалистов банков.

24.03.2025 – 30.03.2025 по отдельному плану

Повышение финансовой грамотности учащихся

Амерханова И.В., заместитель директора по УР

5.4.

Организация участия учащихся УО в конкурсе юных видеоблогеров «Деньги имеют значение», который ежегодно проводится Национальным банком в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи.

24.03.2025 – 30.03.2025 по отдельному плану

Повышение финансовой грамотности обучающихся

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,   Ануфриева М.М., заместитель директора по ВР

5.5.

Включение вопросов формирования функциональной грамотности обучающихся в родительские собрания

2024/2025 учебный год

Повышение информированности законных представителей учащихся в области функциональной грамотности

Руководство УО

5.6.

Информирование учащихся и родителей о работе УО по формированию функциональной грамотности учащихся на официальном сайте УО

в течение 2024/2025 учебного года

Повышение информированности учащихся и законных представителей учащихся в области функциональной грамотности

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  Кулинич Е.В., ответственный за работу школьного сайта

5.7.

Организация и проведение учебных занятий с использованием технологии проектной деятельности, групповой формы работы с учащимися

в течение 2024/2025 учебного года

Повышение уровня функциональной грамотности и универсальных компетенций учащихся

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  председатели УМО

5.8.

Организация работы по развитию навыков самооценки учебных достижений, рефлексии, решения проблемных ситуаций, исследовательской и проектной деятельности

в течение 2024/2025 учебного года

Повышение уровня учебных достижений и функциональной грамотности учащихся, навыков саморазвития, мотивации познавательной деятельности

Амерханова И.В., заместитель директора по УР

5.9.

Организация и проведение занятий воспитательной и идеологической направленности с использованием заданий по функциональной грамотности

В течение 2024/2025 учебного года

Повышение уровня функциональной грамотности, уровня воспитанности учащихся

Амерханова И.В., заместитель директора по УР, Ануфриева М.М., заместитель директора по ВР

6. Популяризация идей формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

6.1.

Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» и наполнение его современным контентом на официальном сайте УО

сентябрь, в течение  2024/2025 учебного года

Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников

Руководство УО

6.2.

Наполнение современным контентом и поддержание информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на официальном сайте УО в актуальном состоянии.

в течение 2024/2025 учебного года

Наличие современного контента в разделе «Функциональная грамотность» на официальном сайте УО. 

Амерханова И.В., заместитель директора по УР,  Кулинич Е.В.. ответственный за работу школьного сайта

7. Анализ результатов мероприятия «Национальное исследование качества образования» ( далее – НИКО) 2023 года

7.1.

Ознакомление педагогических работников с результатами НИКО,  информационно-аналитическими материалами и рекомендациями для участников образовательного процесса.

август – сентябрь 2024

повышение информированности о результатах НИКО

Амерханова И.В., заместитель директора по УР

7.2.

Планирование работы УО по формированию функциональной грамотности учащихся с учётом результатов НИКО

сентябрь 2024

Включение мероприятий по формированию функциональной грамотности в годовой план

Руководство УО

 

Важную информацию можно найти на специальной странице НИО и на отдельном сайте⬇️

https://adu.by/ru/pedagogam/natsionalnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniya-niko.html

Семинар «Особенности формирования естественно-научной и финансовой грамотности обучающихся»

Cеминар «Особенности формирования читательской и математической грамотности обучающихся»

Семинар «Формирование психологической готовности обучающихся к проведению НИКО»