

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современного человека характеризует не только получение базовых знаний, но и способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
функциональная грамотность помогает людям использовать внутренние резервы: запас имеющейся информации, применять знания на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Что должна уметь современная молодежь?
Современное общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях. А это значит, что обществу нужны функционально грамотные специалисты. Поэтому вектор современного образования смещается к обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Существует пять основных способов развития навыков функциональной грамотности современного человека:
1) Критично мыслить — ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл?
2) Развивать коммуникативные навыки — формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3) Участвовать в дискуссиях — обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4) Расширять кругозор — разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
5) Организовывать процесс познания — ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Как сформировать функциональную грамотность?
Каждый педагог в урочной и внеурочной деятельности обязан создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся — способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и надпредметных компетенций, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
В ноябре 2023 года в Республике Беларусь было проведено национальное исследование качества образования (НИКО), которое сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Формируя функциональную грамотность в учебном процессе, нужно понимать, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Следовательно, важнейшая задача обучения на всех ступенях общего среднего образования связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
-математическая грамотность;
-читательская грамотность;
-естественнонаучная грамотность;
-финансовая грамотность;
-креативное мышление;
-глобальные компетенции.
учащийся с развитой функциональной грамотностью имеет следующие отличительные черты:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Внимание! Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности должен быть логично встроен в учебную деятельность, а задания – равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего учебного года.
Особенности заданий, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся:
- привязка к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут представить себя;
- соответствие возрасту учащихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Как сформировать функциональную грамотность в учебной деятельности и сделать это успешно?
В средних и старших классах прослеживается постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. Полезным будет проведение дискуссий о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Подобрав задания на стыке разных наук (реализация межпредметных связей), где одновременно нужно знать историю и литературу, географию и физику можно делать глубокие выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным направлениям.
Для развития критического мышления во внеурочной деятельности учим детей анализировать прочитанное, увиденное и услышанное, а также учить определять фейки и вирусный контент.
Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную личность, которая легко ориентируется в огромном потоке информации, умеет работать в команде, самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, контролировать и оценивать результаты; анализировать и корректировать свою деятельность. А главное – будет конкурентоспособным специалистом, работающим на благо своей страны.

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни
Какие умения входят в понятие читательской грамотности
Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.
Поиск информации в тексте
Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
Понимание смысла
Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
Оценивание качества и достоверности
Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).
Осмысление содержания и формы
Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Обнаружение и устранение противоречий
Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.
https://adu.by/ru/component/content/article/chitatelskaya-gramotnost.html?catid=577&Itemid=101

Математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математическая грамотность – это способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.

Что такое финансовая грамотность?
Это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.
https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/finansovaya-gramotnost/
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
https://fingramota.by/

Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру.
Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося.
Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:
- применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
- создавать и применять объяснительные модели;
- прогнозировать развитие явлений и процессов;
- объяснять принцип действия технологий и приборов.
Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:
- умения распознавание и формулирование цели исследования;
- определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
- выдвижение и обоснование научных гипотез;
- поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.
Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:
- умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
- трансформировать формы представления данных;
- определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
- проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.

НИКО – это оценка функциональной грамотности обучающихся, определение того, насколько сегодняшние юноши и девушки готовы к взрослой жизни, решению реальных жизненных проблем с использованием тех знаний и умений, которые они получили в учреждениях образования.
НИКО не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений, а проводится наряду с ней.
Среди задач НИКО:
- определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование;
- анализ факторов, связанных с уровнем сформированности функциональной грамотности обучающихся;
- выявление соответствия образовательной практики актуальным запросам обучающихся и их законных представителей;
- информирование общественности о качестве подготовки подрастающего поколения к полноценному участию в жизни общества, эффективному решению жизненных задач.
Основной этап исследования – тестирование обучающихся, продолжительность которого составит полтора часа (две 40-минутные сессии с 10-минутным перерывом).
Каждый участник НИКО получит вариант работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности (читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой).
Главной особенностью диагностической работы является ориентация на проверку способностей обучающихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.
При выполнении диагностической работы внимание участников исследования будет сфокусировано на определенных жизненных ситуациях, требуя применения комплекса практико-ориентированных навыков.
— Особенности диагностического инструментария НИКО (читательская грамотность)
— Особенности диагностического инструментария НИКО (математическая грамотность)
— Особенности диагностического инструментария НИКО (естественнонаучная грамотность)
— Особенности диагностического инструментария НИКО (финансовая грамотность)
Цель: формирование и развитие функциональной грамотности учащихся посредством повышения профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам формирования и развития функциональной грамотности учащихся, способствующей повышению качества образования, совершенствованию образовательной среды.
Задачи:
- изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности учащихся;
- выявление затруднений и проблем, имеющих место в формировании функциональной грамотности учащихся для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся;
- разработка плана работы учреждения образования по формированию функциональной грамотности учащихся;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Планируемые результаты | Ответственные |
1. Нормативное правовое обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности | ||||
1.1. | Изучение нормативных правовых материалов по формированию и оценке функциональной грамотности (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2023 № 146 (ред. от 07.08.2024) | сентябрь 2024 | Разработка плана работы учреждения образования (далее УО) по формированию функциональной грамотности | Руководство УО |
1.2. | Ознакомление с образовательными стандартами начального, базового и среднего образования нового поколения в качестве технических нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь. | 2025 | Использование в образовательном процессе педагогическими работниками УО | Руководство УО |
2. Научно-методическое обеспечение формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | ||||
2.1. | Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь, методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности обучающихся при реализации образовательных программ общего среднего образования | август 2024 | Повышение информированности и мотивации педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся | Амерханова И.В., заместитель директора по УР |
2.2. | Разработка планов работы УМО по единой методической теме «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» | до 04.09.2024 | Реализация планов работы УМО | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО |
3.Непрерывное профессиональное образование педагогических работников в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся | ||||
3.1. | Организация участия педагогических работников в мероприятиях различного уровня, направленных на формирование функциональной грамотности | в течение 2024/2025 учебного года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросу формирования функциональной грамотности. | Руководство УО |
3.2. | Методический диалог (в рамках учебно -методических объединений) «Приёмы формирования и развития функциональной грамотности как средство повышения качества образования» | октябрь 2024 | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО |
3.3. | Методический семинар «Опыт реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности» | Февраль 2025 | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. |
Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО |
3.4. | Проведение заседаний УМО по единой методической теме «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся» | в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО |
3.5. | Организация индивидуальных консультаций с педагогическими работниками по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, устранение возможных затруднений | В течение 2024/2025 учебного года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по формированию функциональной грамотности. | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО Колесникова И.О., педагог-психолог |
4. Распространение эффективных педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся | ||||
4.1. | Заседания учебно-методических объединений с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности обучающихся | в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану | Корректировка плана работы, методические рекомендации по реализации плана | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО, педагогические работники |
4.2. | Подготовка методических материалов: разработок учебных занятий, занятий воспитательной и идеологической направленности с использованием заданий по функциональной грамотности, методических рекомендаций и др. | в течение 2024/2025 учебного года по отдельному плану | Создание банка заданий | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО, педагогические работники |
5. Работа с обучающимися и их законными представителями по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности (включая работу с социальными партнёрами УО) | ||||
5.1. | Организация работы факультативных занятий по финансовой грамотности для учащихся III, VI, VIII, Х классов в соответствии с учебно-методическими комплексами | в течение 2024/2025 учебного года | Повышение финансовой грамотности учащихся | Руководство УО |
5.2. | Организация участия в республиканской олимпиаде по финансовой грамотности учащихся | сентябрь – декабрь 2024 | Амерханова И.В., заместитель директора по УР | |
5.3. | Организация обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся учреждений общего среднего образования в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи, с участием специалистов банков. | 24.03.2025 – 30.03.2025 по отдельному плану | Повышение финансовой грамотности учащихся | Амерханова И.В., заместитель директора по УР |
5.4. | Организация участия учащихся УО в конкурсе юных видеоблогеров «Деньги имеют значение», который ежегодно проводится Национальным банком в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи. | 24.03.2025 – 30.03.2025 по отдельному плану | Повышение финансовой грамотности обучающихся | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, Ануфриева М.М., заместитель директора по ВР |
5.5. | Включение вопросов формирования функциональной грамотности обучающихся в родительские собрания | 2024/2025 учебный год | Повышение информированности законных представителей учащихся в области функциональной грамотности | Руководство УО |
5.6. | Информирование учащихся и родителей о работе УО по формированию функциональной грамотности учащихся на официальном сайте УО | в течение 2024/2025 учебного года | Повышение информированности учащихся и законных представителей учащихся в области функциональной грамотности | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, Кулинич Е.В., ответственный за работу школьного сайта |
5.7. | Организация и проведение учебных занятий с использованием технологии проектной деятельности, групповой формы работы с учащимися | в течение 2024/2025 учебного года | Повышение уровня функциональной грамотности и универсальных компетенций учащихся | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, председатели УМО |
5.8. | Организация работы по развитию навыков самооценки учебных достижений, рефлексии, решения проблемных ситуаций, исследовательской и проектной деятельности | в течение 2024/2025 учебного года | Повышение уровня учебных достижений и функциональной грамотности учащихся, навыков саморазвития, мотивации познавательной деятельности | Амерханова И.В., заместитель директора по УР |
5.9. | Организация и проведение занятий воспитательной и идеологической направленности с использованием заданий по функциональной грамотности | В течение 2024/2025 учебного года | Повышение уровня функциональной грамотности, уровня воспитанности учащихся | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, Ануфриева М.М., заместитель директора по ВР |
6. Популяризация идей формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | ||||
6.1. | Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» и наполнение его современным контентом на официальном сайте УО | сентябрь, в течение 2024/2025 учебного года | Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников | Руководство УО |
6.2. | Наполнение современным контентом и поддержание информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на официальном сайте УО в актуальном состоянии. | в течение 2024/2025 учебного года | Наличие современного контента в разделе «Функциональная грамотность» на официальном сайте УО. | Амерханова И.В., заместитель директора по УР, Кулинич Е.В.. ответственный за работу школьного сайта |
7. Анализ результатов мероприятия «Национальное исследование качества образования» ( далее – НИКО) 2023 года | ||||
7.1. | Ознакомление педагогических работников с результатами НИКО, информационно-аналитическими материалами и рекомендациями для участников образовательного процесса. | август – сентябрь 2024 | повышение информированности о результатах НИКО | Амерханова И.В., заместитель директора по УР |
7.2. | Планирование работы УО по формированию функциональной грамотности учащихся с учётом результатов НИКО | сентябрь 2024 | Включение мероприятий по формированию функциональной грамотности в годовой план | Руководство УО |
✅Важную информацию можно найти на специальной странице НИО и на отдельном сайте⬇️
https://adu.by/ru/pedagogam/natsionalnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniya-niko.html