Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
В текущем году на территории области зарегистрировано И дорожно- транспортных происшествий с участием несовершеннолетних участников дорожного движения, в которых 2 ребенка погибли и 10 получили травмы.
За первые выходные мая 2024 года на территории области сотрудниками ГАИ задержаны 2 несовершеннолетних водителя, которые управляли транспортными средствами, не имея права управления.
Так, 05.05.2024 учащийся 9-го класса ГУО «Средняя школа №8 г.Могилева» П., 14.11.2008 г.р., управляя мотоциклом «Minsk», не выполнил требование сотрудников ГАИ об остановке и, проезжая в районе дома №5 по переулку 1-му Спартаковскому г.Могилева, не справился с управлением и опрокинулся.
04.05.2024 учащийся УО «Бобруйский государственный индустриально-строительный колледж» Г., 28.06.2006 г.р., управляя автомобилем «Ford» на улице Кирова города Бобруйска, не выполнил требование сотрудников ГАИ об остановке и, съехав на обочину, покинул место водителя, допустил самопроизвольное движение транспортного средства, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие.
Чтобы не стать участниками ДТП следует помнить следующие правила:
1. Прежде всего, категорически запрещается играть вблизи проезжей части, кататься на велосипедах и самокатах на проезжей части, переходить дорогу в неустановленных местах, а также на запрещающие сигналы светофора, выбегать на проезжую часть из-за домов, заборов, деревьев, стоящих автомашин, автобуса.
2. Ходите только по тротуарам, а где их нет — по левому краю (обочине) дороги, т.е. навстречу движению транспорта, чтобы видеть его и вовремя отойти в сторону.
3. Подойдя к нерегулируемому пешеходному переходу, остановитесь. Ни в коем случае не начинайте движение без остановки, так как водитель может не заметить Вас, а если и заметит, то не успеет затормозить. Посмотрите по сторонам: машин поблизости нет, только после этого смело переходите проезжую часть.
4. На пешеходном переходе со светофором переходите улицу только на зелёный свет. Но даже когда загорается зелёный свет — убедитесь, что все машины успели остановиться, и Ваш путь свободен и безопасен.
5. На многих перекрёстках может быть сразу несколько светофоров. Тогда ориентируйтесь на тот светофор, который находится на противоположной стороне, куда мы собираемся переходить. При зелёном сигнале не спешите идти — машины могут поворачивать направо. Прежде посмотрите налево и убедитесь, что поворачивающие машины уступают Вам дорогу.
6. На автобусных остановках небезопасно играть и бегать. Дети должны соблюдать дистанцию и не приближаться к автобусу, пока он не остановится. Не торопитесь, не наваливайтесь на двери, а при выходе не толпитесь.
7. Не устраивайте игр на проезжей части улиц либо в непосредственной близости от дороги — это очень опасно.
8. Не перебегайте улицу или дорогу перед близко идущим транспортом, помните машину сразу остановить невозможно.
9. При движении по дороге в темное время суток, помните о необходимости использования световозвращающих элементов, которые позволят водителю вовремя обнаружить Вас на проезжей части, и тем самым избежать наезда.
10. Напомним правила для велосипедистов: движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке. И только при ее отсутствии разрешается движение по обочине, тротуару или пешеходной дорожке.
Для безопасного участия в дорожном движении велосипед должен быть технически исправен, иметь звуковой сигнал, зеркало заднего вида, спереди световозвращатель белого цвета, сзади — световозвращатель красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращатели оранжевого цвета.
Юным велосипедистам, не достигшим 14-ти лет, можно управлять велосипедом только в пешеходных и жилых зонах, а также по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке. А самостоятельно без сопровождения взрослого управлять «великом» на дороге разрешено только с 14-ти лет.
И помните, опасности подстерегают на каждом шагу. Будьте осторожны. Не рискуйте своей жизнью и своим здоровьем — соблюдайте правила дорожного движения.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ по вопросам безопасности дорожного движения
1. http://mvd.gov.by — сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в разделе УГАИ МВД «Социальная реклама» размещены профилактические видеоролики, видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.
2. http://mir.pravo.by — детский правовой сайт.На сайте в разделе «Азбука дорожной безопасности» размещены ПДД и дорожные знаки для детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, обучающие видеофильмы.
3. http://ish.adrive.by — на сайте размещены интерактивные ПДД, тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и уголок безопасности.
4. http://pdd.by — на портале размещены уникальные задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД», информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения ПДД.
5. http://www.dddgazeta.ru/ — интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства».На сайте можно найти много полезной информации по профилактике ДДТТ, сказки по ПДД и методические разработки. На страницах газеты для детей открыта «школа безопасности», ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию.

Правила передвижения на скутерах и велосипедах
Скутеры (мопеды, мокики), в качестве средства передвижения в Беларуси не так популярны, как в зарубежных странах. Тем не менее, из-за простоты в управлении многие ошибочно полагают, что для его управления не нужно получать дополнительных разрешений. Такое правило действовало раньше, когда права требовались только на транспортные средства с объёмом двигателя более 50 куб.см. С учётом последних поправок в законодательстве, скутер приравнен к механическим транспортным средствам, для управления которыми нужны права.
Что нужно для управления скутером?
— сам скутер (зарегистрированный в ГАИ, и с пройденным тех. осмотром);
— права (водительское удостоверение);
— справка о прохождении медицинской комиссии;
— шлем.
Теперь подробнее о каждом пункте.
1. Права
Для управления любого типа скутера требуется получение прав. Их категория зависит от объёма двигателя мопеда. У мини-скутера он менее 50 куб. см. Для его управления требуется получение категории АМ. Для макси-скутера нужно получить права категории А.
Можно ли ездить с категорией В или правами тракториста? На скутере с объемом до 50 куб. см могут передвигаться обладатели любой из категории прав. Получать специальное разрешение не требуется. Поэтому управлять скутером автоматически могут владельцы В и иных категорий.
2. Справка
Прохождение профильного медицинского осмотра является обязательным условием для получения любой категории прав. В соответствии с ПДД управлять транспортным средством имеет право водитель, допущенный комиссией к участию в дорожном движении.
3. Страховка не нужна
Правило обязательного страхования транспортных средств не распространяется на владельцев скутеров. Поэтому бытует мнение, что ответственность в случае ДТП не наступает. Это неверно, поскольку вследствие причинения ущерба имуществу или здоровью при обращении в суд возникает гражданская, административная и даже уголовная ответственность.
4. Шлем и др.
Управлять скутером можно исключительно в шлеме. Это правило касается водителя и пассажиров. Демонстрировать ловкость езды без рук не следует. В соответствии с п. 153.2 ПДД сотрудник ГАИ вправе составить протокол на нарушителя.
Ещё несколько важных правил для водителей мопедов:
- Передвигаться на скутере разрешается не дальше 1 метра от обочины справа, кроме поворота налево (п. 152 ПДД).
- Нельзя ездить по тротуарам и велодорожкам. Это запрещено в п. 155 ПДД.
- Возраст пассажира на скутере должен быть не менее 12 лет.
- Запрещается передвигаться на скутере в случае гололёда и снега (п. 153.4 ПДД).
- В случае, если скутер вышел из строя, п. 142 ПДД позволяет его толкать по проезжей части без создания аварийной обстановки.
Как получить права на скутер?
Получить права можно с 16-летнего возраста (п. 154.2 ПДД), сдав теорию в ГАИ. Подготовиться к сдаче теоретического экзамена можно самостоятельно. Вождение на скутере в ГАИ сдавать не нужно. Перед этим обязательно нужно пройти медицинский осмотр и получить справку.
Штраф за езду без прав
За управление скутером, как и другим транспортным средством, без прав предусмотрена административная ответственность. Если сотрудник ГАИ остановит нарушителя, ему грозит штраф в размере от 5 до 20 базовых величин.
При повторном нарушении в течение года придётся заплатить более внушительную сумму от 20 до 50 базовых величин ( ст.18.20 КоАП). Штрафы предусмотрены и за более мелкие провинности:
- езда на скутере без шлема водителя или пассажиров – до 1 БВ, повторное в течение года аналогичное нарушение – от 2 до 5 БВ.
- отсутствие регистрации скутера – 2 БВ.
- отсутствие технического осмотра скутера — 2 БВ.
Водитель скутера – полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверение категории «АМ», мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на скутере без застегнутого мотошлема.
Следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже остальных транспортных средств на дороге, а значит для того, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда и сам находится в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что водитель скутера гораздо слабее защищен от получения травм в случае ДТП.
Как и любое транспортное средства скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок. Также в ПДД определен еще ряд запретов для водителя мопеда или скутера, а именно:
– нельзя двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на подножках, т.к. при такой посадке за рулем вы не в полной мере можете контролировать поведение скутера, и не сможете вовремя среагировать на изменившуюся дорожную обстановку;
– на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении, нельзя поворачивать налево или разворачиваться;
– на мопеде нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией мопеда, в случае наличия предусмотренного места – пассажир должен быть старше 12 лет;
– нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;
– водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
При этом владельцы мопедов должны помнить об обязательном движении днем с включенным ближним светом фар. Не будет лишним надеть жилет или одежду повышенной видимости со световозвращающими вставками. Так вы будете более заметны другим участникам дорожного движения.
ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ БЕЛАРУСИ
Где и как ездить, чтобы не нарушать ПДД
Ездить на велосипеде можно только по велосипедной дорожке, а если ее нет — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При этом вы не должны мешать пешеходам, в пешеходных зонах главные — они.
По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно. Тогда нужно ехать по ходу движения транспорта не дальше метра от правого края дороги. Выезжать дальше метра от края можно, например, для объезда машин на обочине или других препятствий. Если едете по дороге компанией — езжайте друг за другом, в один ряд.
Как должен быть оборудован велосипед
У велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок. Также должно быть установлено зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. Ездить в темное время суток или в туман можно, но на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Если фонари не работают, придется спешиться, то есть сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.
Нужен ли шлем?
Использование велосипедного шлема и другой защитной экипировки в ПДД никак не упоминается, а значит носить шлем вы не обязаны. Некоторые велосипедисты используют шлемы по своему желанию, но назвать это явление массовым в Беларуси пока нельзя.
Опытные велосипедисты (и мы полностью с ними согласны) рекомендуют носить не только шлем, но и световозвращающий жилет, фликеры или катафоты, если вы планируете поездку в темное время суток или, например, в туман. Это простые меры безопасности, которые могут сохранить ваше здоровье или даже жизнь.
С какого возраста можно водить велосипед
Во дворах и парках, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в любом возрасте. Когда выезжать на проезжую часть разрешено, делать это без сопровождения взрослых можно с 14 лет. Велосипедистам любого возраста запрещено ездить по автомагистралям.
Проезд перекрестков и пересечение проезжей части
Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя6. Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.
Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой7. Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).
Если перед вами пешеходный переход и рядом с ним нет разметки, которая обозначает пересечение велодорожки с проезжей частью, или знака «велосипедная дорожка», вы должны сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
Сошел с велосипеда – стал пешеходом
Как только вы сходите с велосипеда, вы становитесь пешеходом и должны вести себя как добропорядочный пешеход — идти по тротуару или пешеходной дорожке, а если их нет — по обочине. Если ничего кроме велосипедной дорожки нет, то на ней вы не должны мешать тем, кто едет на велосипеде.
Когда тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки нет вообще или идти по ним невозможно, можно вести велосипед по краю проезжей части навстречу транспорту.
Условные сигналы руками
Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:
- Остановка — поднятая вверх рука (не важно, правая или левая).
- Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука.
- Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.
Показывать эти сигналы лучше всего заранее, чтобы все успели их заметить и понять.
Что нельзя делать велосипедистам
Согласно ПДД Беларуси, велосипедистам нельзя:
- Использовать неисправные велосипеды (руль, тормоза), а в темное время суток — велосипеды без работающих фонарей.
- Ездить по проезжей части детям младше 14 лет без сопровождения взрослых.
- Ездить по автомагистрали.
- Ездить пьяным или под воздействием наркотиков.
- Ездить под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, в болезненном или утомленном состоянии, если это может угрожать безопасности дорожного движения.
- Пользоваться во время езды телефоном, если это нельзя делать без помощи рук.
- Ездить в снегопад или гололедицу.
- Ездить, не держась за руль или не держа ноги на педалях.
- Поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайными путями или с двумя и более полосами движения.
- Перевозить пассажиров. Детей до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сидении — можно.
- Перевозить грузы, которые мешают управлять велосипедом или торчат более чем на полметра в стороны, вперед или назад.
- Буксировать велосипед или велосипедом. Исключение — велосипедные прицепы промышленного производства.
Ребята, будьте законопослушными участниками дорожного движения! Это поможет сохранить не только ваши жизнь и здоровье, но и не нанести вреда иным участникам дорожного движения.