УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Средняя школа г.п.Краснополье» __________________Е.В.Москалева «___»________________2022г. |
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ МУЗЕЯ
- Работу школьного музея направляет Совет музея, который избирается в начале каждого учебного года.
- Педагогическое руководство Советом обеспечивается руководителем школьного музея, который определяет совместно с администрацией школы основные задачи и направления деятельности школьного музея.
- В Совет музея входит до 10 человек. Кроме учащихся в Совет музея могут входить учителя, учащиеся школы, родители учащихся. Главная задача Совета музея – привлечь как можно больше школьников к работе в музее, проведению экскурсий, сбору материалов.
- Совет музея назначает из актива музея (до 30 человек) ответственных за различные секции, работающие в музее:
— фондовая (учётная);
— экспозиционно-выставочная (оформители);
— экскурсионно-просветительская (экскурсоводы);
— исследовательская;
— организационно-массовая.
- Совет музея:
- проводит заседания один раз в триместр, в конце года проводит итоговое заседание, ведёт протоколы заседаний;
- распределяет обязанности ответственных за различные секции, работающие в музее;
- разрабатывает план работы на текущий учебный год;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
- предоставляет материалы музея для подготовки творческих работ учащихся;
- организует встречи с ветеранами войны и труда;
- организует и руководит постоянной работой музея и учёбой актива музея: готовит экскурсоводов, лекторов, фотокорреспондентов, учит их методике работы, заслушивает информацию о работе музея, координирует свою деятельность с планом работы школы;
- отвечает за сохранность всех экспонатов;
- следит за подготовкой экспозиций;
- пополняет фонды музея путем организации походов, экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
- устанавливает связи с другими школьными и государственными музеями;
- участвует в работе по оформлению музея.
Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную программу. Работа музея – лекции, экскурсии, конкурсы – в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует сама работа в музее. Одних привлекает научно — исследовательская работа, других – оформительская, третьих – поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой — то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. При желании дети могут принимать участие в работе разных групп.
- Новый Совет избирается с учетом сохранения старого состава на 1/3, с целью закрепления опыта и преемственности в работе для реализации перспективного плана, поставленного на несколько лет.
Концепция развития
Народного историко-краеведческого музея
государственного учреждения образования «Средняя школа г.п. Краснополье»
- Введение
Школьный историко-краеведческий музей является частью образовательной и воспитательной системы школы.
Музей – это центр гражданского и патриотического воспитания.
Музей – это средство развития личности ребёнка, одна из форм самообразования.
Школьный музей является одновременно и учебным классом, и экскурсионной площадкой, и творческой мастерской.
Девиз музея: «Сохраняя – воспитываем».
Музей существует с 22.04.1985 года. Состоит из пяти постоянных экспозиционных залов, каждый из которых рассказывает о жизни людей нашего района в разные периоды.
В музее представлены следующие экспозиции:
- Человек в мире природы (о растительном и животном мире; занятиях первобытного человека; археологические памятники района);
- Шел край дорогами столетий (этнографическое наследие края; события, связанные с крестьянскими выступлениями на Краснопольщине; нумизматическая коллекция);
- На крутом повороте истории. Защищая Отечество. Геноцид белорусского народа (героические страницы нашей истории, связанные с Октябрьской революцией, гражданской войной, политическими репрессиями 1930-х годов. Ведущее место занимает период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.);
- Краснопольщина после войны. Афганистан – испытание мужеством. Под пеплом Чернобыля. Ими гордится земля Краснопольская (представлены материалы экономического и культурного развития краснопольского края в послевоенный период и в последующие годы; последствия для района аварии на Чернобыльской АЭС; подвиг воинов-интернационалистов, уроженцев Краснопольского района; материалы о развитии культуры края и наши прославленные земляки);
- На пути к свету и знаниям. Он был основателем музея (представлена история школы и народного образования; фотографии учителей и выпускников школы разных лет; о деятельности театрального класса, поставленных представлений; материалы об оздоровлении детей за рубежом; подарки школе от выпускников; информация о Лобановском Л. В.).
По экспозициям музея разработано более 18 тематических экскурсий, регулярно создаются временные экспозиции. Оформлен обширный материал по истории Краснопольщины (по материалам музейных фондов Лобановским Л. В. было создано 15 книг и более 600 краеведческих материалов в различных периодических изданиях).
Музей занимает важное место в образовательном процессе школы. Он помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его истории, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейных экспозиций создать целостное представление об историческом прошлом белорусского народа, становлении белорусской государственности.
- Содержание, проблемы гражданского и патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения средствами школьного музея.
Гражданское и патриотическое воспитание – задача общегосударственного значения. Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины. Деятельность музеев образовательного учреждения как раз и направлена на воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания, одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических событий истории Беларуси.
Музей школы объединяет в себе содержание военного и исторического музея. Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, конкурсы и др., большое значения имеет проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить учащихся к истории своей страны, своей малой родины.
III. Цели и задачи школьного музея.
Музей создан в государственном учреждении образования «Средняя школа г.п. Краснополье» в целях содействия приобщению учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию, формированию духовно-нравственных ценностей; патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.
Задачами школьного музея являются:
- воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре родного края;
- умение презентовать себя и историю своей страны, родного города, школы;
- развитие исследовательской деятельности;
- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами;
- расширение фондов и экспозиций музея;
- взаимодействие учащихся, педагогов и родителей в поиске, обработке, хранении экспонатов для школьного историко-краеведческого музея
- Идейный замысел музея.
Историко-краеведческий музей – это комплексный музей, в котором представлены экспонаты посвященные разным этапам жизни района. Проект музея предусматривает использование музейного помещения общей площадью – 101, 75кв.м., где размещаются 5 экспозиционных залов.
Школьный музей призван способствовать:
— формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей малой Родины;
— овладению практическими навыками поисковой и научно — исследовательской деятельности;
— совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их кругозора.
Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство, предназначенное:
— для встречи с гостями музея;
— классных часов и обзорных экскурсий;
— для проведения игровых программ, интерактивных уроков по предметам гуманитарного цикла;
— для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для
осуществления ими исследовательской, фондовой и экскурсионной работы.
- Перспективы развития музея:
— осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;
— использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
— проводить совместные мероприятия с ветеранами войны, привлекать их к работе актива музея;
— использовать инновационные формы работы в деятельности музея;
— устанавливать связи с другими музеями, привлекать законных представителей учащихся к работе в музее;
— пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;
— проводить на базе музея уроки, конкурсы, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;
— обновлять информацию на школьном сайте;
— провести оцифровку экспонатов;
— создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея;
— создать 3D панораму музея.
- Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:
— Кодекс РБ «Об образовании»;
— Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;
— Конвенция ООН «О правах ребенка»;
— Положение о школьном музее.
Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека. Эти задачи решает школьный музей с его экспозициями, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок — исследование, урок — игра, урок — знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться и в другой нетрадиционной форме. Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.
Использование исторического материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, проекты. Дети могут соприкоснуться с историей, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым «вживую».
Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, конкурсы и многие другие мероприятия помогают раскрывать исторический потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности учреждения образования.
VII. Механизм реализации программы развития музея. Руководство
работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
— направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея;
— организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея;
— разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Ответственным за деятельностью совета является руководитель школьного музея. Но главную координацию и контроль по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе.
VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
— обеспечение гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения;
— сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
— оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
— воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре родного края;
— умение презентовать себя и историю своей страны, родного города, школы;
— взаимодействие учащихся, педагогов и родителей в поиске, обработке, хранении экспонатов для школьного историко- краеведческого музея.
№п/п | Направление деятельности | Содержание | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Организационно-методическая | 1. Организация заседаний Совета музея | 1 раз в четверть | Шалавинская Т.А. |
2. Организация работы группы экскурсоводов 5-10-ых классов | В течение учебного года | Шалавинская Т.А. | ||
3. Организация работы по созданию виртуального музея | Ноябрь-декабрь | Шалавинская Т.А., Кулинич Е. В. | ||
4. Пополнение на сайте школы материала о музее и его работе | В течение учебного года | Шалавинская Т.А. | ||
5. Оформление буклета, посвящённого работе музея | 1 раз в полугодие | Шалавинская Т.А., Совет музея | ||
6.Оказание методической и информационной помощи классным руководителям по подготовке и проведению информационных и классных часов, связанных с деятельностью музея | В течение учебного года | Шалавинская Т.А. | ||
2. | Экскурсионная | 1. Работа с группой экскурсоводов | 1 раз в неделю | Шалавинская Т.А. |
2. Проведение обзорных и тематических экскурсий по действующим экспозициям музея для родителей учеников, учащихся школы и гостей | По графику | Шалавинская Т.А., группа экскурсоводов | ||
3. Разработка новых экскурсий по существующим экспозициям | В течение года | Шалавинская Т.А.,Совет музея | ||
3. | Научно-исследовательская | 1. Исследование экспонатов музея | В течение учебного года | Шалавинская Т.А.,Совет музея |
2. Подготовка творческих работ для участия школьников (учителей) в конкурсах, конференциях и других мероприятиях | В течение учебного года | Шалавинская Т.А., Совет музея | ||
3. Отражение деятельности музея в информационных источниках. | В течение года | Шалавинская Т.А. | ||
4. | Информационно-познавательная | 1. Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе | В течение года | Учителя школы |
2. Проведение недели музеев в школе | май 2025 г. | Шалавинская Т.А., Совет музея | ||
5. 6. | Информационно-познавательная Поисковая | 3. Проведение культурно-массовых тематических мероприятий в музее | В течение учебного года | Шалавинская Т.А.,Совет музея, учителя школы |
4. Участие в районных, областных, республиканских конкурсах, выставках, форумах, мероприятиях | В течение учебного года | Шалавинская Т.А. | ||
5. Проведение дня открытых дверей, приуроченного к международному дню музеев | май 2024 | Шалавинская Т.А., Совет музея | ||
1. Сбор и накопление материалов для пополнения фондов | В течение года | Шалавинская Т.А.,Совет музея | ||
2. Проведение акции «Подари подарок музею» | Декабрь | Шалавинская Т.А.,Совет музея | ||
7. | Реставрационно-оформительская | 1. Оформление и расширение экспозиций, посвящённых истории СШ | В течении года | Шалавинская Т.А.,Совет музея |
2. Ведение необходимой документации музея: — план работы Совета музея; — книг учёта проведённых мероприятий, экскурсий, лекций в музее, -книга отзывов, -инвентарная книга, -книга учёта вспомогательного и основного фондов. | В течение года | Шалавинская Т.А. | ||
7. | Реставрационно-оформительская | 1. Уход за экспонатами и их реставрация | В течение года | Шалавинская Т.А.,Совет музея |
2. Проведение генеральной уборки в музее | 1 раз в четверть | Шалавинская Т.А.,Совет музея | ||
3. Оформление итогового отчёта «Работа музея в 2024/2025уч.г.» | Май-июнь | Шалавинская Т.А. |
Месяц | Мероприятие | Ответственные |
сентябрь | 1.Ознакомительная экскурсия для учащихся 1-х классов 2.Игра-путешествие в историю белорусской письменности. 3. Лекция «День единения белорусского народа» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
октябрь | 1. Акция «День старшего поколения», «День семьи» 2.Викторина «Моя малая Родина» 3.Тематическая экскурсия «Древняя Краснопольщина» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
ноябрь | 1.Тематические экскурсии «История ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье», «Быт наших предков», «Крестьянская изба» 2. Акция «Музейное селфи» 3. Лекция «Красный день в календаре», приурочено ко дню Октябрьской революции (4 ноября) | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
декабрь | 1. Музейное занятие «Народный календарь: традиции, обычаи, праздники Краснопольщины» 2. Музейное занятие «Белорусская кухня», 3. Акция «Подари подарок музею» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
январь | 1. Игра-путешествие «Белорусские праздники», «Однажды под Рождество» 2. Тематическая экскурсия «Юные герои-антифашисты, уроженцы Краснопольщины» 3. Лекция/экскурсия «Геноцид белорусского народа. Без срока давности» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
февраль | 1.Тематическая экскурсия «Воины — интернационалисты Краснопольщины» (15 февраля) 2.Заочная экскурсия, посвященная ветеранам труда Краснопольского района 3.Экскурсия «Знаменитые люди Краснопольщины» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
март | 1. Лекция (приурочена ко Дню Конституции Республики Беларусь) 15 марта 2.Музейное занятие-реквием «Хатынь – неутихающая боль в сердце» (22 марта) 3.Тематическая экскурсия «Театр Краснопольской средней школы» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
апрель | 1. Мероприятие, приуроченное ко 2 апреля – Дню единения народов Беларуси и России 2. Музейное занятие «По ком звонят колокола», приуроченное к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей (11 апреля); 3. Краеведческие чтения «Памяти Лобановского Л. В.» (22 апреля) 4. Мероприятие, приуроченное ко Дню Чернобыльской трагедии (26 апреля), тематическая экскурсия «Под пеплом Чернобыля»
| Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
май | 1. День Победы (исторические чтения, лекции, мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы) 2. Проведение недели музеев в школе (15-20 мая) 3. 18 мая – Международный день музеев 4.Акция «Сделай добро, подари музею экспонат» | Шалавинская Т.А., экскурсоводы |
июнь | 1.Тематические экскурсии военной направленности «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны», «Женщины на фронте», «Юные герои» и др. 2.Музейный праздник | Шалавинская Т.А. |
июль | Экскурсии по запросу | Шалавинская Т.А. |
август | Экскурсии по запросу | Шалавинская Т.А. |
*В плане возможны изменения