Методические объединения
Тема: Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Цель методической работы школы:
1. Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессионально-личностного роста посредством использования эффективных современных педагогических технологий, направленных на повышение качества образования.
Задачи методической работы:
1. Повышение профессиональной компетентности учителя, как залога предоставления качественных образовательных услуг.
2. Повышение квалификации как необходимое условие профессиональной компетентности педагогов.
3. Содействие прохождению процедуры аттестации на повышение квалификационной категории.
3. Распространение педагогического опыта через участие в конкурсах профессионального мастерства, периодическую печать, открытые учебные занятия, методические мероприятия.
4. Развитие интеллектуальных способностей, творческого мышления, познавательной активности учащихся на учебных занятиях и во внеурочное время через организацию научно-исследовательской деятельности, олимпиадного движения, работы факультативных занятий, дополнительных образовательных услуг посредством использования здоровьесберегающих технологий.
- Обеспечение управления методической работы школы
Цель: обеспечить непрерывную связь системы методической работы с образовательным процессом школы.
№п.п. | Мероприятия | Сроки |
1. | Итоговый педсовет «Анализ работы школы за 2021/ 2022 учебный год» | август |
2. | Заседание МС | Сентябрь ноябрь Январь Март май |
3 | Педсовет по утверждению плана работы школы на 2022/2023 учебный год | август |
4 | Заседания школьных МО | По графику (Ноябрь Январь Март ) |
5 | Анализ работы школьных МО, МС за истекший год, анализ методической работы за год. | май |
6 | Проведение педагогических советов, совещаний при директоре. | В течение года согласно плану |
- Обеспечение условий непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя
Цель: Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и включения их в инновационную работу школы через различные формы методической работы.
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Работа с педагогами: (совершенствование педагогического мастерства) · Оказание дифференцированной помощи в вопросах самообразования · Подготовка к занятиям семинаров · Система работы со слабоуспевающими учениками · Система работы педагогов с высокомотивированными учащимися. |
В течение года
|
3 | Работа с аттестуемыми учителями: · Знакомство учителей с планом подготовки и проведения аттестации · Оказание помощи учителю в оформлении результатов своей деятельности · Оказание помощи учителю в вопросах самодиагностики собственной педагогической деятельности · Систематизация документов по работе с аттестуемыми учителями |
Во время аттестации |
4 | Психолого-педагогический консилиум для учителей, работающих в 1-х, 5-х классах | ноябрь |
5 | Оказание практической помощи учителю в вопросах затруднения при организации образовательного процесса. | В течение года |
7 | Курсовая подготовка. Участие в районных, зональных, областных, семинарах. | В течение года (согласно плану ) |
- Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность
Цель: Обеспечить методическими материалами и рекомендациями учителей школы. Создание банка информационных материалов
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Разработка рекомендаций «Как подготовиться к профильному обучению» | март |
2 | Создание тематических презентаций | В течении года |
4 | Консультация «Проведение и оформление открытых уроков» | Сентябрь-октябрь |
5 | Разработка и проведение уроков по данным технологиям | В течение года |
6 | Папка материалов по итоговой аттестации | май |
- Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта
Цель: Выявить творческий уровень учителей для изучения и распространения их опыта
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Индивидуальная работа с учителями по самообразованию, исследовательской работе | В течение года |
2 | Посещение уроков учителей по плану самоконтроля школы | В течение года |
3 | Выступление учителей на заседаниях МО | Ноябрь, январь, март |
4 | Проведение открытых уроков с использованием элементов различных образовательных технологий | В течение года |
5 | Участие в работе зональных, областных семинаров | В течение года |
6 | Пополнение портфолио учителей методическими разработками и дидактическими материалами | В течение года |
|
|
|
- Обеспечение внеклассной работы по предметам
Цель:Создать условия для развития познавательных, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предмету
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Научно- исследовательская деятельность учащихся | В течение года |
2 | Предметные недели: -Неделя белорусской письменности -Неделя музыки -Неделя истории и обществоведения -Неделя русского языка и литературы -Неделя интегрированного обучения -Неделя трудового обучения. -Неделя иностранного языка -Неделя ДП и МП, ОБЖ -Неделя физики и астрономии, математики, информатики -Неделя черчения -Неделя белорусского языка и литературы, белорусских традиций. -Неделя естественных наук (география, биология, химия, ЧиМ) -Неделя ГПД -Неделя начальных классов -Неделя мировой художественной культуры -Неделя физической культуры и здоровья. |
Согласно графику |
3 | Участие в олимпиадах: · Школьная предметная олимпиада · Районная предметная олимпиада · Областная предметная олимпиада | Октябрь-ноябрь, февраль Декабрь, март январь |
4 | Участие в конкурсах: · «Инфомышка» · «Журавлик» · «Лингвистенок» · «Колосок» · «Зубренок» · «Буслик» · «Белка» · «Синица» · «Кенгуру» · «Кентаврик» · «Олимпионик» · «Бобер» · «Олимпис» | В течение года (согласно графику) |
- Обеспечение контрольно- аналитической экспертизы
Цель: Выявить степень реализации задач, поставленных методической службой школы, регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Организация работы по выявлению потребностей педагогов в развитии и саморазвитии · Анкетирование «оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии» · Посещение уроков опытных, молодых и вновь прибывших учителей · Затруднения в профессиональной деятельности |
октябрь
В течение года
сентябрь |
2 | Тематический контроль: · Адаптация к новым условиям учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов · Формы и методы факультативных занятий. Качество проведения факультативных занятий. · Результаты работы с учащимися с повышенным уровнем мотивации к обучению. · Состояние преподавания предметов: — история и обществоведение — искусство — биология — человек и мир · Качество проведения внеклассной работы по учебным предметам · Ведение документации по контролю изучения программного материала в начальной школе по предметам с безотметочным обучением · Методы и приемы работы на уроках в профильных классах · Результаты сдачи РЦТ · О создании условий для индивидуальной работы с учащимися в рамках подготовки к итоговой аттестации · Организация работы с детьми с ОПФР учителями-предметниками и учителями-дефектологами · Организация воспитательной и спортивной работы с учащимися в ГПД. |
Октябрь-ноябрь
февраль
декабрь
октябрь декабрь январь февраль апрель
декабрь, март
февраль март
апрель
февраль
февраль
|
3 | Посещение уроков аттестуемых учителей
| Согласно графику |
4 | Организация работы с талантливыми детьми
| сентябрь |
МО учителей филологического цикла. Руководитель: Н. В. Филипенко
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов как средства качественной реализации образовательных услуг.
Задачи и содержание деятельности методического объединения
1. организация повышения квалификации учителей;
2. изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
3. совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально- технического обеспечения;
4. организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;
5. изучение передового педагогического опыта;
6. разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.)
7. организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов.
Основные формы работы методического объединения.
· заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
· круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
· отрытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам;
· лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психология;
· проведение предметных и методических недель.
План заседаний МО учителей развивающего цикла на 2021-2022 учебный год
Первое занятие. Ноябрь – семинар.
Тема «Развитие интереса и творческих способностей обучающихся».
Рассматриваемые вопросы:
1. Организация работы с одаренными обучающимися по развитию творческих способностей.
2. Обобщение опыта работы по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.
3. Изучение новых норм и критериев оценки учебной деятельности обучающихся.
Второе занятие. Январь – семинар.
Тема «Инновационные технологии в образовательном и воспитательном процессе».
1.Новинки учебно-методической литературы по предметам.
2. Использование индивидуального подхода на уроках с учетом специфики предмета.
3. Включение школьников в коллективную деятельность.
Третье заседание. Апрель. Круглый стол
Тема «Активация познавательной деятельности обучающихся»
1. Планирование триединой. Дидактической цели урока.
2. Развитие познавательной активности и творческих способностей школьников.
3. Обмен опытом и методическими наработками.
Четвертое занятие. Август – итоговое занятие.
1.Подведение итогов работы за прошедший год.
2.Обсуждение плана работы на следующий учебный год.
МО учителей развивающего цикла. Руководитель: Л. С. Евмушкова
План работы
методического объединения учителей-дефектологов и учителей, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» на 2021/2022 учебный год
Заседание 1 сентябрь Тема: Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания в 2020/2021 учебном году Форма проведения: инструктивно-методическое совещание Вопросы для обсуждения: 1. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2021/2022 уч.г. 2. Организация и содержание работы учителей-дефектологов и учителей классов интегрированного обучения и воспитания 3. Планирование работы МО на 2021/2022 уч.г.
Литература:
1. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования , реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2021/2022 учебном году» 2. Сборник нормативных документов Заседание 2 Тема: Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями Дата проведения: ноябрь Форма проведения: Теоретический семинар Задачи: 1 Повысить профессиональную компетенцию учителей-дефектологов 2 Уточнить и углубить представления о ресурсных возможностях адаптивного образовательного процесса 3 Формировать представление о направлениях работы по повышению качества специального образования Вопросы для обсуждения: 1.Педагогическая диагностика трудностей в обучении у первоклассников. Кащеева И.В. 2.Использование психологических игр на коррекционных занятиях. Рыжикова В.А. Практическая часть: Презентация. Шагова О.В. Домашнее задание: Подготовить дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях Литература: 1.Новикова Л.А. Современные подходы к осуществлению коррекционной работы. «Спецыяльная адукацыя» 2009, №4 2.А.В. Петровский. Психология. Минск 2002 3.Педагогическая диагностика трудностей в обучении у первоклассников. «Спецыяльная адукацыя» 2013, №1 4.Т.В. Варенова. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск, 2001 5.Оглоблина И.Ю., Черемухина Т.А. Использование психологических игр на коррекционных занятиях. «Спецыяльная адукацыя» 2011, №12Заседание 3
Дата проведения: февраль
Тема: Формы и методы работы, используемые на уроках с учащимися с ОПФР Форма проведения: семинар-практикум Задачи: — Актуализировать и углубить знания учителей-дефектологов о разнообразных формах и методах работы на уроках с детьми с ОПФР — Повысить профессиональную компетентность учителей-дефектологов — Выработать методы и формы работы с учащимися с ОПФР Вопросы для обсуждения: 1.Виды контроля, методы и формы организации контроля знаний с учащимися с ОПФР. Шагова О.В. 2.Нетрадиционные методы и приемы активизации деятельности учащихся с ОПФР. Сазонова С.В. Домашнее задание: план-конспект урока с использованием нетрадиционных методов и приемов Литература: 1. Кантроль у займальнай форме. «Пачатковая школа», 2003, № 5 2. Т.В. Варенова. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск, 2001 3. Разнообразие форм и методов работы с текстом – важнейшее условие формирования навыка чтения . «Пачатковае навучанне», № 12, 2008г.Заседание 4
Дата проведения: апрель
Тема: Развитие связной речи учащихся с ОПФР Форма проведения: семинар-практикум Задачи: 3 Актуализировать и углубить знания учителей-дефектологов о разнообразных формах и методах работы по развитию речи у детей с ОПФР 4 Повысить профессиональную компетенцию учителей-дефектологов Вопросы для обсуждения: 1.Моделирование и наглядность как средства становления связной речи у детей с ОПФР. Кащеева И.В. 2.Развитие речи учащихся с ИН в процессе коррекционных занятий. Рыжикова В.А. Домашнее задание: план-конспект урока Литература: 1.Савко Л.Н.Моделирование и наглядность как средства становления связной речи у детей с общим недоразвитием речи. «Спецыяльная адукацыя», №4, 2010г. 2. Развитие речи учащихся 1-4 классов вспомогательной школы процессе коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности. «Спецыяльная адукацыя», №4, 2013г.МО учителей творческой группы. Руководитель: Суздалева Ж.В.
ОБЩАЯ ТЕМА: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся».
Основные задачи методической работы в 2023/2024 учебном году:
- актуализация и углубление знаний учителей по вопросам организации, управления и стимулирования самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- взаимообучение педагогов по вопросам активизации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе совместного проектирования и анализа посещенных уроков;
- включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;
- овладение учителями современными средствами коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов, а также способами организации обучения учащихся с их использованием;
- выявление эффективного опыта учителей по организации, активизации, управлению и контролю учебнопознавательной деятельности учащихся;
- методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.
План работы творческой группы
государственного учреждения образования «Средняя школа г.п. Краснополье» на 2021/2022 учебный год
№ п/п | Тематика заседаний | План проведения | Форма проведе-ния | Сроки | Ответственный |
1. | Тема: Цель: | 1. Анализ эффективности работы творческой группы за 2020/2021 учебный год 2. Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в 3.Ознакомление с учебными программами по предметам, с программами факультативных занятий 4.Обзор новинок литературы и методических журналов, ЭСО | Круглый стол | Сен-тябрь | Руководитель группы |
2. | Тема: «Дистанционное обучение: преимущества и недостатки; подборка интересных ресурсов для учащихся» Цель: | 1.Развитие профессиональной компетентности учителя ка необходимое условие личностного роста учащегося (Дистанционное образование учителя). 2. Новые подходы в работе с одаренными детьми. 3. Использование возможностей современных информационных технологий при работе с учащимися | Дискус-сия | Декабрь | Учителя-пред- метники: Гелетей Т.В. Балабченко Т.А. Денисенко А.В. |
3. | Неделя педмастерства Тема: «Применение дистанционного обучения в образовательном процессе как способа взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии» Цель: | 1. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по теме: «Использование современных средств коммуникации и образовательных интернет-ресурсов при организации учебнопознавательной деятельности учащихся» 2.Презентация творческой деятельности педагогов по применению инновационных технологий. | Семинар-практикум | март | Руководитель творческой группы Педагоги творческой группы Гелетей Т.В. |
4. | Тема: «Анализ работы творческой группы за 2021/2022 учебный год» Цель: презентация итогов работы творческой группы за 2021/2022 учебный год | 1.Презентация итогов работы творческой группы за 2021/2022 учебный год 2.Из опыта работы педагогов творческой группы (самопрезентация педагогического опыта) 3.Определение основных направлений деятельности на 2022/2023 учебный год (проведение анкетирования) | Методи-ческий диалог | Май | Руководитель творческой группы Педагоги творческой группы |
Руководитель творческой группы Ж.В.Суздалева
ОБЩАЯ ТЕМА: «Включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы».
Основные задачи методической работы в 2021/2022 учебном году:
актуализация и углубление знаний учителей о современных подходах и способах организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствование методики преподавания учебных предметов, овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями;
включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;
освоение учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;
совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;
методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.
Заседание № 1 (ноябрь)
Форма проведения: обучающий семинар
Тема: «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся посредством решения компетентностно ориентированных заданий»
Научно-методический блок
- Приёмы активизации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения с применением компетентностно ориентированных заданий.
- Разработка компетентностно ориентированных заданий, управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью с использованием ситуационных заданий.
Учебно-методический блок
- Организация учебно-познавательной деятельности на уроке с использованием компетентностно ориентированных заданий посредством применения активных и интерактивных методов обучения
Практический блок
Анализ и проектирование фрагментов уроков, демонстрирующих приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством решения компетентностно-ориентированных заданий.
Заседание № 2 (январь)
Форма проведения: панорама опыта
Тема: «Развивающая информационно-образовательная среда как основа для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся»
Научно-методический блок
- Возможности развивающей информационно-образовательной среды для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Организация учебнопознавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
- Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе. Электронные ресурсы как средство активизации и стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учебно-методический блок
- Опыт педагогов по организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения при подготовке к ЦТ по учебным предметам.
Практический блок
- Проектирование учебного занятия по выбранной теме с использованием информационнокоммуникационных технологий и дистанционного обучения на основе организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Заседание № 3 (март)
Форма проведения: семинар-практикум
Тема: «Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
Научно-методический блок
- Проектные задания и их специфика. Особенности организации самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Критерии оценки проектных работ.
Учебно-методический блок
- Использование проектных заданий при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Самостоятельная проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Практический блок
Анализ фрагментов уроков с использованием проектных заданий и организацией самостоятельной проектной деятельности учащихся из опыта работы педагогов. Оценка самостоятельной проектной деятельности.
Литература:
- Богачева, И.В. Совершенствование урока – ведущее направление методической работы с учителями учреждений общего среднего образования / И.В.Богачева, И.В.Федоров // Минск, АПО — 2013.
- 2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский.// – Минск : Сэр-Вит, 2017.
- 3. Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі / М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш. // Мінск, 2014.
- 4. Мычко, Д. И. Инновационные стратегии обучения / Д. И. Мычко, Е.А. Сеген. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014.
- 5. Фяськоў, М. С. Што прадэманстравала PISA / М. С. Фяськоў // Адукацыя і выхаванне. – 2017. — №7. – С. 3–15.
- 6. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 228-232. — URL https://moluch.ru/archive/24/2553/ (дата обращения: 17.06.2019).
- 7. Цинкевич, Е.Ф. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся на уроках химии в рамках стратегии активной оценки // Біялогія і хімія. — — № 1.
Интернет-ресурсы: 1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-vedy.adu.by.–
- Сервис Learningapps.org // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://learningapps.org/. – Дата доступа: 01.06.2019.
- Программа Chemist Free – Virtual Chem Lab 3.2.3 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trashbox.ru/topics/61991/chemist-free-3.2.3.
- 4. Программа ChemDraw // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soft.sibnet.ru/soft/11234-chemdraw-pro-v6-0/.
- 5. Программа ChemWindow // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/195434/ .