Интернет-ресурсы по профориентации

www.edu.gov.by

МО РБ в рубрике «Поступающим» предлагает информацию о правилах приема, курсах для поступающих, программы вступительных испытаний,

www.mintrud.gov.by

Минтруда и социальной защиты РБ в рубрике «Рынок труда. Занятость населения» предлагает общереспубликанский банк вакансий актуальные вакансии и резюме

www.ripo.unibel.by

Республиканский институт профессионального образования дает информацию об учреждениях среднего специального образования.

www.rcpom.edu.by

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи в рубрике «Выбираем профессию» предлагает правила выбора профессии, мини-профессиограммы, медицинские показания и противопоказания.

www.rikz.unibel.by

Республиканский институт контроля знаний дает полную информацию по проведению централизованного тестирования

www.nihe.bsu.by

Республиканский институт высшей школы предлагает общегосударственный классификатор республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 (актуальная информация)

www.kariera.by

Помощь в выборе профессии, обучении, трудоустройстве и построении карьеры.

www.rabochie-raznyh-spetsialinostej.freeads.by

Информационный блок по рабочим разных специальностей. (вакансии, з/пл)

www.careerjet.by

Мировая система поиска работы

www.kudapostupat.by

Информация о средних специальных учебных заведениях в РБ

www.ripo.unibel.by

Информация по профессионально-техническому образованию в РБ

www.abiturient.by

Каталог ВУЗов, информация о вступительной кампании

Представляем вам мнение экспертов, согласно которому, в ближайшие годы «десятка» самых востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры

В связи с тем, что в крупных городах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное

промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения

Информационные технологии и коммуникации – самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, создающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспособность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий

На данный момент в странах СНГ и Республике Беларусь развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является одной из приоритетных задач развития экономики, поэтому в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, совмещающие электронику и биотехнологии

Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи

По прогнозам экспертов, через десять лет на рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи – стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса

Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области создания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты

Выход нашей страны на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи

Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В соответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов со знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процессов.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни

Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики

Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т.к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников

энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти.

Рекомендации психолога

1. Незнание правил выбора  профессии

  • Выбор профессии за компанию
  • Перенос отношения к человеку на саму профессию
  • Отождествление учебного предмета с профессией
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации

2.  Незнание самого себя

3.  Незнание мира профессий

  •  Предубеждение в отношении престижности профессии
  •  Увлечение только внешней стороной профессии
  •  Незнание требований профессии к человеку
  •  Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии
  •  Незнание или недооценка своих физических особенностей
  • Незнание или недооценка своих психологических особенностей
  • Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

Безошибочно выбрать вуз в 16−18 лет — задача не из простых. Когда голова занята вопросом, как окончить школу и сдать ЦТ, душевных сил на вдумчивый поиск подходящего университета уже не остаётся. Особенно учитывая то, что все мысли о проходном балле на выбранную специальность. Адукар подскажет, как выбрать вуз и не разочароваться.

Отыщи профессию своей мечты

Это одновременно и самый простой, и самый сложный способ найти будущую alma mater. Когда ты знаешь, на кого хочешь учиться, поиск вуза становится конкретным. Поэтому постарайся отыскать занятие своей мечты, а не впихнуть себя в рамки, установленные набором предметов ЦТ. С выбором подходящей профессии тебе помогут тесты на профориентацию и консультация психолога.

Составь список вузов, где есть нужная специальность

В каталоге высших учебных заведений ты сможешь отфильтровать все университеты, где есть понравившаяся специальность. Добавляй понравившиеся программы в избранное. Обязательно пометь факультет, на котором обучают по этой специальности. Затем можно «просеять» список, воспользовавшись следующими критериями: форма обучения, бюджет или платное, город, область и т. д. Не отказывайся от плана Б. Всегда лучше иметь запасной вариант, чтобы в случае, если конкурс в выбранном вузе окажется неожиданно высоким, не паниковать, а спокойно рассмотреть альтернативы.

Определи тип вуза: государственный или частный вуз? Бюджет или платное?

Главное различие государственных и частных университетов в том, что в первых есть бюджетное и платное отделение, а во вторых учат только за денежку. Правда, способным студентам могут пойти навстречу и снизить плату за обучение. Поэтому здесь стоит подумать, на каком варианте остановиться. До вступительной кампании у тебя ещё есть время.

Проходной балл и план набора — главные цифры для абитуриента 2021

Пожалуй, это самый понятный критерий при выборе вуза. Так как проходной балл нельзя узнать заранее (его формируют сами абитуриенты в год проведения ЦТ), нынешним абитуриентам приходится учитывать итоги прошлогодней вступительной кампании. От плана приёма и популярности программы зависит конкуренция при поступлении.

Сравни свои результаты за РТ или ЦТ онлайн с проходными баллами 2020 года. Выдели разными цветами те университеты, куда тебе точно хватит баллов, где проходишь «со скрипом» и куда баллов пока не хватает, но ты можешь подтянуть результат.

Узнай стоимость обучения (если рассматриваешь платное)

Как вариант рассматриваешь платную форму? Тогда рядышком с проходным баллом отметь и стоимость обучения по выбранной специальности. Раскрась цифры по принципу «семья потянет», «оплачивать будет сложно, но реально» и «не по карману».

Изучи образовательный потенциал вуза — думай на перспективу

Образовательный потенциал вуза включает такие критерии как международное сотрудничество, преподавательский состав, научные разработки, место университета в международных рейтингах и различные активности для студентов. Эти моменты важны для насыщенной и продуктивной учёбы в вузе. Возможность уехать на стажировку, поучаствовать в профессиональном состязании высокого уровня или услышать зарубежного лектора дорогого стоит. Официальная страничка вуза, как правило, содержит развёрнутую информацию по этому вопросу.

Где жить? Важный пункт для иногородних

Для иногородних студентов данный пункт очень важен. Съёмное жильё для первокурсника может позволить не всякая семья. Общежитие — хороший вариант получить приличное место проживания за демократичную цену. Порядок предоставления места в общежитии отличается в разных вузах. Где-то заселяют всех первокурсников, а потом отсеивают по годовой успеваемости, где-то есть строгая очередь и обзавестись местечком удаётся только после первого курса. Чтобы получить место в общежитии, нужно собрать пакет документов.

Изучив список по предложенным критериям, наверняка выделишь наиболее подходящие варианты. В этот момент важно вспомнить, что в конечном счёте ты выбираешь не вуз, а конкретный факультет. Почему это важно? Обычно в университетах есть несколько корпусов. И не факт, что твой факультет будет расположен в главном. Узнай заранее, где именно ты будешь проводить большую часть учебного дня. От этого зависит, к примеру, поиск жилья, время на дорогу от места проживания до учёбы, да и общее впечатление.

Вот представь: ты хочешь поступить в вуз Х, он расположен в центре города, рядом много кафе и красивые аллеи. Поступил, а твой факультет находится на другом конце города. Все пары ты проводишь в еловом лесу, а в центр выбираешься только на прогулку. Ожидания не оправдались, и учёба опостылела. Чтобы так не случилось, лучше заранее узнать, куда ты поступаешь.

Надеемся, эти рекомендации помогут тебе сделать важный шаг — выбрать вуз.

Семь шагов к взвешенному выбору

Шаг 1. Составьте список профессий, которые Вам нравятся.

Шаг 2. Составьте описание Вашей будущей профессии, какой Вы её видите.

Шаг 3. Выделите, что в будущей профессии для Вас наиболее важно.

Шаг 4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из выбранных профессий.

Шаг 5. Проанализируйте, какая из профессий подходит Вам больше.

Шаг 6. Обсудите результаты со значимыми людьми (родители, друзья и т.д.)

Шаг 7. Определите основные практические шаги к успеху (учебное заведение, перечень экзаменов, «запасные» варианты).

Чтобы правильно выбрать профессию вам надо ответить себе на следующие вопросы:

 «Что мне нравится делать?» (ХОЧУ)

   Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности, какой вид деятельности меня привлекает.

   Если при выборе будущей профессии исключить ваши склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы.

«Смогу ли я?» (МОГУ)

   Смогу ли я получить выбранную специальность. Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой «душа лежит». Смогут ли мои родители обеспечить моё обучение.

   Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу.

   Если же вы всё-таки получили выбранную специальность и уже работаете, то велика вероятность, что вы не сможете достичь профессиональных успехов, а следовательно продвижения по службе и увеличения заработной платы.

«Есть ли спрос на мою профессию?» (НАДО)

   Нужна ли моя профессия на рынке труда, требуются ли специалисты моей профессии, смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, сколько мне будут платить, есть ли перспективы у моей профессии или скоро она исчезнет.

   Если специальность очень востребованная и престижная, то смогу ли я самостоятельно устроиться на работу.

   Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может получиться так, что вы просто не найдёте работы по своей специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям.

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком

Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:                                 

 Изучить профессию и всё, что с ней связано

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

1) Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

2) Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

3) Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

4) Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус.

5) Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

 Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.)

Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

 

  Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах

 Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности

Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми)

Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели

Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности

1) Принцип « От слов — к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

2) Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

3) На экскурсию! Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» профессионального учебного заведения — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерного значения — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Задача — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

4) Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли и т. д.

Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»

Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям

Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей

 Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

 Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

 

Типичные ошибки при выборе профессии:

 

Выбор профессии «за компанию»

 

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

 

Выбор престижной профессии

 

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

 

Отождествление учебного предмета с профессией

 

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

 

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

 

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

 

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

 

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

 

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

 

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

 

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

 

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

 

Выбор профессии под давлением родителей

 

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

§ нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;

§ часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;

§ еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

 

Первый фактор – «Хочу»

 

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

 

Второй фактор – «Могу»

 

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

 

Третий фактор – «Надо»

 

Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

1.   Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.

2.   Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.

3.   Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.

4.   Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.

Вузы, имеющие государственный статус, существуют много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:

§ кто является его учредителем;

§ какое время вуз существует на рынке образовательных услуг;

§ имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая дает гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;

§ имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учебу, студент получит диплом государственного образца.

Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдает диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.

3 этап

 

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

Первое, что необходимо знать, — это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.

Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:

§ физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.;

§ физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.

К сожалению, ни один человек не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно.

Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой».

Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время».

И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3 – 4-разовое питание. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко.

 

4 этап

 

Подготовка будущего профессионала

Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.

Как родители могут помочь ребенку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?

§ Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.

§ Поставить определенную и реальную цель, составить четкое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.

§ Соотнести свои возможности с требованиями рынка труда по его специальности.

§ Подготовить информацию о себе, составить резюме.

§ Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.

§ Подготовиться к собеседованию с работодателем.

§ Осуществлять активный поиск работы.

§ Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.

Сформировать четкое представление о работе, которую хотел бы получить молодой человек, поможет совместный анализ его предпочтений, который полезно проводить на протяжении всего периода обучения студента. Какие предметы и спецкурсы вызывают наибольший интерес? Какие аспекты изучаемых дисциплин привлекают повышенное внимание – теоретические, исследовательские, прикладные?

Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Ее роль в ходе обучения бесценна:

§ она дает представление о содержании и условиях работы;

§ предоставляет опыт, который можно анализировать: что получается лучше, и почему? В чем затруднения, и какими причинами они обусловлены? Как преодолеть трудности и развить необходимые для работы умения?

Если практикант проявит себя как перспективный работник и удовлетворит строгим требованиям работодателя, это может стать впоследствии вариантом постоянного трудоустройства.

К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать четкие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.

В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!