Интегрированное обучение и воспитание
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
В рамках реализации программ специального образования может быть организовано обучение следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:
с тяжелыми нарушениями речи
с трудностями в обучении
с нарушениями зрения
с нарушением слуха
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
с интеллектуальной недостаточностью
с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Учащиеся данных категорий обучаются по программам специального образования на уровне общего среднего образования. Однако родители детей с особенностями психофизического развития должны понимать, что несовершеннолетние, относящиеся к первым пяти перечисленным категориям, получают образование, максимально приближенное к цензовому, что позволяет продолжить образование данных учащихся в учреждениях профессионально-технического и высшего образования.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
- полной наполняемости;
- неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, может быть организовано обучение на дому.
Организация обучения на дому проводится на основании:
Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.160, 271)
Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.158, п.17)
Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250
На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования Краснопольского райисполкома
Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Для организации обучения на дому законные представители несовершеннолетнего учащегося подают в учреждение образования:
заявление (по определенной форме),
заключение врачебно-консультационной комиссии,
заключение ЦКРОиР.
Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР).
Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии изучают особенности каждого ребенка, определяют его образовательный маршрут.
Благодаря слаженной работе педагогического коллектива дети с ОПФР легче адаптируются и социализируются среди сверстников, при этом получая дополнительную помощь со стороны учителей-дефектологов и педагогов-психологов.
Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого — медико-педагогической комиссии.
Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

— При организации совместной деятельности и общения с ребёнком с особенностями психофизического развития и его семьёй учитывайте их интересы и потребности.
— Опирайтесь на положительные стороны родителей и детей.
— Принимайте родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка с особенностями психофизического развития.
— Постарайтесь увидеть проблемы семьи, встаньте на защиту интересов ребёнка с особенностями психофизического развития и семьи, окажите помощь в решении проблем;
— Проявляйте заботу о здоровье ребёнка с особенностями психофизического развития, здоровом образе жизни его семьи.
— Создавайте ситуацию проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
— Изучайте, отслеживайте результат взаимодействия родителей и детей.
— Выявляйте трудности, проблемы взаимодействия в семье и проводите отбор педагогических средств его регулирования.
— Изучайте и обобщайте передовой опыт взаимодействия родителей и детей.
— Пропагандируйте лучшие достижения взаимодействия родителей с ребёнком с особенностями психофизического развития.
— Обучайте обучающихся и родителей совместной деятельности и общению.
— Создавайте благоприятную атмосферу, обстановку для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
— Постарайтесь построить доверительные взаимоотношения с родителями ребёнка с особенностями психофизического развития, его семьёй.
— Включайте ребёнка с особенностями психофизического развития в активную деятельность, позволяющую ему реализовать свои возможности и проявить себя как личность.
Уважайте ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.
♦ Не смотрите на ребенка сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.
♦ Чаще хвалите ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.
♦ Если вы в чем-то не согласны с ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.
♦Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.
♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.
♦ Научите детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.
♦ Не сравнивайте детей. Пусть они будут разными.
♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.
♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.
- Самые главные вопросы задавайте себе, а не людям.
- Уважайте права окружающих вас людей.
- Будьте справедливы.
- Умейте поставить себя на место другого человека.
- Не навязывайте своё мнение, умейте слушать.
- Принимайте других людей такими, какие они есть.
- Научитесь прощать и благодарить.
- Не проявляйте к окружающим такого отношения, которого не хотите испытывать по отношению к себе.
- Проявляйте сочувствие и милосердие.
- Умейте признавать правоту другого человека.
- Не осуждайте.
- Умейте извиниться.
- Не критикуйте.
- Будьте терпимы к человеческим слабостям и недостаткам.
- Чаще улыбайтесь.
- Стремитесь стать лучше.
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1а | Человек и мир Русский язык Физ.кул.и зд Изобр.искусство
| СБО Математика Русский язык ЧЗС | Трудовое обучение Математика Русский язык Физ.кул.и зд
| Человек и мир Русский язык Трудовое обучение Музыка | СБО Математика Русский язык
|
1б | СБО Математика Человек и мир Русский язык
| Человек и мир Русский язык Математика Физ.кул.и зд
| СБО Математика Русский язык ЧЗС | Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Изобр.искусство
| Трудовое обучение Русский язык Математика Музыка
|
3а | СБО Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Белорусская литер | Литературн чтение Русский язык Математика Музыка
| ЧЗС Изобр.искусство Русский язык Математика Литературн чтение | Физ.кул.и зд Человек и мир Математика Литературн чтение
| Человек и мир Математика СБО ОБЖ
|
3с | СБО Физ.кул.и зд Русский язык Литературн чтение
| Трудовое обучение Математика ЧЗС Литературн чтение Музыка
| Человек и мир Математика Русский язык Изобр.искусство
| Физ.кул.и зд Литературн чтение Математика Человек и мир
| СБОа Математика Русский язык ОБЖ Трудовое обучение
|
5в | Человек и мир Белорусский язык ЭКГ Белорусская литер Трудовое обучение СБО Трудовое обучение | Русская литература Русский язык Математика Трудовое обуч Физ.кул. и зд.
| СБО Белорусский язык Математика Трудовое обучение
| Человек и мир Математика Русский язык Русская литература Физ.кул. и зд.
| Русская литература Русский язык Математика ЧЗС Трудовое обучение Трудовое обучение
|
6б | Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Русская литература Трудовое обучение
| Трудовое обучение Русский язык ЭКГ Математика Биология
| Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Русская литература Математика География
| СБО Трудовое обучение Белорусский язык Математика Белорусская литер
| Трудовое обучение Белорусский язык ЧЗС СБО География |
7б | Белорусский язык Математика СБО Белорусская литер География История Беларуси | Трудовое обучение Трудовое обучение Трудовое обучение Математика СБО Физ.кул.и зд
| Математика Биология Русский язык География ЧЗС Трудовое обучение | Белорусская литер Белорусский язык Математика Русский язык Русская литература ЭКГ | Трудовое обучение Физ.кул.и зд Биология Русский язык Трудовое обучение |
8а | Белорусская литер Трудовое обучение Белорусский язык Математика ЭКГ СБО
| Русская литература Трудовое обучение Русский язык Математика География Физ.кул.и зд
| Математика Белорусский язык Биология История Беларуси Трудовое обучение СБО | Русская литература Русский язык Математика Биология Физ.кул.и зд Трудовое обучение | Трудовое обучение История Беларуси ЧЗС Русский язык География Трудовое обучение
|
9б | История Беларуси Русский язык Русская литература Физ.кул.и зд СБО Математика
| Трудовое обучение Трудовое обучение Биология История Беларуси | Математика Трудовое обучение Белорусский язык Биология Физ.кул.и зд
| ЧЗС Математика Трудовое обучение Трудовое обучение География Русский язык
| Русская литература Белорусская литер Математика Трудовое обучение ЭКГ
|
Мероприятия
Азбука финансовой грамотности
20.03.2025 3 «С»
Тема :Азбука финансовой грамотности (познавательнпя игра)
Цель: формирование у учащихся представлений о финансовых понятиях простыми и понятными терминами
Для актуализации темы познавательной игры детям было предложено дать определение слову «Азбука», а затем была установлена взаимосвязь с основными понятиями урока финансовой грамотности.
В основной части мероприятия обучающие из различных источников информации (книги, словари, наглядные пособия, карточки) получали представление о денежных знаках, работой банков, о понятиях «вклад, расход, доход, экономия и др.». Им было предложено несколько вариативных заданий, за выполнение которых они получали «жетоны-деньги».
Понравилась детям сюжетно-ролевая игра с социально-ценностной ориентацией «Магазин одной покупки»
Поговорим о дружбе
20 марта 2025 года в 1 «Б» классе интегрированного обучения и воспитания ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье» классным руководителем Желудковой И.И. и учителем- дефектологом Шаговой О.В. было проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о дружбе». Целью мероприятия было формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в классном коллективе. Педагоги познакомили учащихся с основными правилами дружбы, законами дружбы, законами дружного коллектива. Ребята разгадывали ребусы, кроссворды, загадки. Они получили заряд позитивного настроения и узнали много нового и интересного
Тренинг «Будем дружить»
01.03.2025г классным руководителем 8 «А» класса был проведен тренинг «Будем дружить». Целью тренинга было формирование благоприятного психологического климата в группе. Выполняя определенные задания, участники учились работать в группах и команде. Результатом был анализ происходившего мероприятия.
Единый урок «Конституция Республики Беларусь – Основной Закон государства».
14.03.2025 года в 9 «Б» классе прошёл единый урок «Конституция Республики Беларусь – Основной Закон государства».
Цель мероприятия: воспитание правовой культуры личности, гражданственности, патриотизма и правовой ответственности. Ребята познакомились с презентацией «По Конституции живет моя страна», выполнили задание «Права и Обязанности», ответили на вопросы викторины «Мир права. Конституция Республики Беларусь». Благодаря Конституции каждый человек может чувствовать себя защищённым, зная, что его права и свободы не будут ущемлены.
Конфликты и пути их решения
Класс: 6 «Б»
Дата: 01.03.2025
Цели:
1. Расширить представления учащихся об основных типах и причинах конфликтов;
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из конфликтных ситуаций;
3. Развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий;
4. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
Форма проведения: дискуссия с элементами игры
В ходе мероприятия учащиеся познакомились с понятиями «конфликт», «компромисс», причинами возникновения конфликтов; рассмотрели функции конфликта в обществе и его структуру, а также правила предупреждения конфликтов. С учащимися были рассмотрены конфликтные ситуации, в которых они должны были найти пути решения конфликтов. Учащиеся получили памятки:
«Заповеди поведения в конфликтной ситуации».
К — критику по возможности устранить!
О — ответственность на 100 % брать на себя!
Н — непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Ф — фон конфликта не расширять!
Л — «леди-джентльмен» (из этого образа не выходить!)
По словам Б. Рассела, «Джентльмен — это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И — интересы искать общие!
К — конструктивное решение искать сообща!
Т — терпимость сохранять в любых ситуациях!
Библиотечное занятие " Кто стучится в дверь ко мне?"
Семинар для педагогов "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Теория и практика работы с детьми с СДВГ"
Фоточелендж "Краски жизни"
Мастер-класс для педагогов учреждения образования по теме «Дари добро»
19 ноября 2024 года в ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье» в рамках недели интегрированного обучения учителем- дефектологом Шаговой О.В. был проведен мастер-класс для педагогов учреждения образования по теме «Дари добро». Оксана Викторовна предложила участникам мастер-класса различные игровые упражнения, которые способствуют формированию толерантности у учащихся классов интегрированного обучения и воспитания. Подводя итоги, все педагоги отметили значимость полученных знаний для их профессиональной деятельности. Они выразили слова благодарности за познавательный и содержательный мастер-класс.
Тренинг для родителей учащихся с ОПФР по теме «Поговорим о важном»
19 ноября 2024 года в ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье» в рамках недели интегрированного обучения учителем- дефектологом Рыжиковой В.А. был проведен тренинг для родителей учащихся с ОПФР по теме «Поговорим о важном». Тренинг был направлен на рассмотрение основных способов взаимодействия между родителями и детьми. В ходе работы удалось рассмотреть негативные приемы, используемые родителями при воспитании детей. Участники тренинга в игровой форме смогли взглянуть на себя со стороны и ощутить себя в возрасте своего ребенка, что им особенно понравилось. Родители сделали вывод, что при общении с детьми в стиле сотрудничества, дети будут развиваться более гармонично и разносторонне. Уходя с тренинга, родители получили рекомендации по улучшению отношений со своими детьми.
Внеклассное мероприятие “Мир на ощупь”
В 3 “А” классе ГУО “Средняя школа” г.п. Краснополье 4 октября 2024 года прошло внеклассное мероприятие “Мир на ощупь”, посвященное Дню людей с ограниченными возможностями. На мероприятии дети познакомились с понятием “толерантности”; узнали, кто они, люди с ограниченными возможностями («особенные люди»), как им можно помочь в обычной жизни; еще раз обсудили то, как важно следить за своим здоровьем.
Неделя инклюзивного образования «Мы все нужны, мы все важны»
В ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» прошла Неделя инклюзивного образования «Мы разные, но мы вместе» с целью развития познавательной и творческой активности учащихся.
Чтобы мероприятия прошли интересно, увлекательно и поучительно, соблюдался ряд условий: подбор заданий, соответствующий возможностям всех ребят; учёт интереса учащихся; понятная и доступная к пониманию инструкция; исключение негативной оценки действий, идей, результатов; поощрение фантазии и развитие творческого потенциала.
В мероприятиях участвовали учащиеся с особенностями психофизического развития, учащиеся начальной школы, среднего звена. Совместная деятельность дала положительный результат. На протяжении выполнения заданий у учащихся наблюдалось позитивное настроение. Ребята с удовольствием участвовали в мероприятиях, с радостью демонстрировали свои работы и очень радовались своему успеху. Каждый участник получил возможность проявить творчество и самостоятельность.
Все мероприятия были направлены на формирование толерантного отношения друг к другу, умения взаимодействовать, строить дружеские отношения, оказывать взаимопомощь.





