Интегрированное обучение и воспитание
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
В рамках реализации программ специального образования может быть организовано обучение следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:
с тяжелыми нарушениями речи
с трудностями в обучении
с нарушениями зрения
с нарушением слуха
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
с интеллектуальной недостаточностью
с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Учащиеся данных категорий обучаются по программам специального образования на уровне общего среднего образования. Однако родители детей с особенностями психофизического развития должны понимать, что несовершеннолетние, относящиеся к первым пяти перечисленным категориям, получают образование, максимально приближенное к цензовому, что позволяет продолжить образование данных учащихся в учреждениях профессионально-технического и высшего образования.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
- полной наполняемости;
- неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, может быть организовано обучение на дому.
Организация обучения на дому проводится на основании:
Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.160, 271)
Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.158, п.17)
Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250
На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования Краснопольского райисполкома
Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Для организации обучения на дому законные представители несовершеннолетнего учащегося подают в учреждение образования:
заявление (по определенной форме),
заключение врачебно-консультационной комиссии,
заключение ЦКРОиР.
Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР).
Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии изучают особенности каждого ребенка, определяют его образовательный маршрут.
Благодаря слаженной работе педагогического коллектива дети с ОПФР легче адаптируются и социализируются среди сверстников, при этом получая дополнительную помощь со стороны учителей-дефектологов и педагогов-психологов.
Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого — медико-педагогической комиссии.
Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
![](http://soshkrasnopolie.by/wp-content/uploads/2024/04/sm.png)
— При организации совместной деятельности и общения с ребёнком с особенностями психофизического развития и его семьёй учитывайте их интересы и потребности.
— Опирайтесь на положительные стороны родителей и детей.
— Принимайте родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка с особенностями психофизического развития.
— Постарайтесь увидеть проблемы семьи, встаньте на защиту интересов ребёнка с особенностями психофизического развития и семьи, окажите помощь в решении проблем;
— Проявляйте заботу о здоровье ребёнка с особенностями психофизического развития, здоровом образе жизни его семьи.
— Создавайте ситуацию проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
— Изучайте, отслеживайте результат взаимодействия родителей и детей.
— Выявляйте трудности, проблемы взаимодействия в семье и проводите отбор педагогических средств его регулирования.
— Изучайте и обобщайте передовой опыт взаимодействия родителей и детей.
— Пропагандируйте лучшие достижения взаимодействия родителей с ребёнком с особенностями психофизического развития.
— Обучайте обучающихся и родителей совместной деятельности и общению.
— Создавайте благоприятную атмосферу, обстановку для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
— Постарайтесь построить доверительные взаимоотношения с родителями ребёнка с особенностями психофизического развития, его семьёй.
— Включайте ребёнка с особенностями психофизического развития в активную деятельность, позволяющую ему реализовать свои возможности и проявить себя как личность.
Уважайте ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.
♦ Не смотрите на ребенка сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.
♦ Чаще хвалите ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.
♦ Если вы в чем-то не согласны с ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.
♦Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.
♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.
♦ Научите детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.
♦ Не сравнивайте детей. Пусть они будут разными.
♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.
♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.
- Самые главные вопросы задавайте себе, а не людям.
- Уважайте права окружающих вас людей.
- Будьте справедливы.
- Умейте поставить себя на место другого человека.
- Не навязывайте своё мнение, умейте слушать.
- Принимайте других людей такими, какие они есть.
- Научитесь прощать и благодарить.
- Не проявляйте к окружающим такого отношения, которого не хотите испытывать по отношению к себе.
- Проявляйте сочувствие и милосердие.
- Умейте признавать правоту другого человека.
- Не осуждайте.
- Умейте извиниться.
- Не критикуйте.
- Будьте терпимы к человеческим слабостям и недостаткам.
- Чаще улыбайтесь.
- Стремитесь стать лучше.
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1а | Человек и мир Русский язык Физ.кул.и зд Изобр.искусство
| СБО Математика Русский язык ЧЗС | Трудовое обучение Математика Русский язык Физ.кул.и зд
| Человек и мир Русский язык Трудовое обучение Музыка | СБО Математика Русский язык
|
1б | СБО Математика Человек и мир Русский язык
| Человек и мир Русский язык Математика Физ.кул.и зд
| СБО Математика Русский язык ЧЗС | Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Изобр.искусство
| Трудовое обучение Русский язык Математика Музыка
|
3а | СБО Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Белорусская литер | Литературн чтение Русский язык Математика Музыка
| ЧЗС Изобр.искусство Русский язык Математика Литературн чтение | Физ.кул.и зд Человек и мир Математика Литературн чтение
| Человек и мир Математика СБО ОБЖ
|
3с | СБО Физ.кул.и зд Русский язык Литературн чтение
| Трудовое обучение Математика ЧЗС Литературн чтение Музыка
| Человек и мир Математика Русский язык Изобр.искусство
| Физ.кул.и зд Литературн чтение Математика Человек и мир
| СБОа Математика Русский язык ОБЖ Трудовое обучение
|
5в | Человек и мир Белорусский язык ЭКГ Белорусская литер Трудовое обучение СБО Трудовое обучение | Русская литература Русский язык Математика Трудовое обуч Физ.кул. и зд.
| СБО Белорусский язык Математика Трудовое обучение
| Человек и мир Математика Русский язык Русская литература Физ.кул. и зд.
| Русская литература Русский язык Математика ЧЗС Трудовое обучение Трудовое обучение
|
6б | Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Русская литература Трудовое обучение
| Трудовое обучение Русский язык ЭКГ Математика Биология
| Трудовое обучение Русский язык Физ.кул.и зд Русская литература Математика География
| СБО Трудовое обучение Белорусский язык Математика Белорусская литер
| Трудовое обучение Белорусский язык ЧЗС СБО География |
7б | Белорусский язык Математика СБО Белорусская литер География История Беларуси | Трудовое обучение Трудовое обучение Трудовое обучение Математика СБО Физ.кул.и зд
| Математика Биология Русский язык География ЧЗС Трудовое обучение | Белорусская литер Белорусский язык Математика Русский язык Русская литература ЭКГ | Трудовое обучение Физ.кул.и зд Биология Русский язык Трудовое обучение |
8а | Белорусская литер Трудовое обучение Белорусский язык Математика ЭКГ СБО
| Русская литература Трудовое обучение Русский язык Математика География Физ.кул.и зд
| Математика Белорусский язык Биология История Беларуси Трудовое обучение СБО | Русская литература Русский язык Математика Биология Физ.кул.и зд Трудовое обучение | Трудовое обучение История Беларуси ЧЗС Русский язык География Трудовое обучение
|
9б | История Беларуси Русский язык Русская литература Физ.кул.и зд СБО Математика
| Трудовое обучение Трудовое обучение Биология История Беларуси | Математика Трудовое обучение Белорусский язык Биология Физ.кул.и зд
| ЧЗС Математика Трудовое обучение Трудовое обучение География Русский язык
| Русская литература Белорусская литер Математика Трудовое обучение ЭКГ
|