Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

На этой страничке находится виртуальный кабинет по профориентации. Здесь вы можете узнать свои индивидуальные способности, познакомиться с миром профессий.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (Большая советская энциклопедия: в 30 т. — М.: 1969—1978. — Т. 20. — С. 75.)

Жизнь современного общества стремительно меняется и требует от выпускника совершенно новых компетенций. Им необходима помощь в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Для этого и создан наш виртуальный кабинет профориентации, где выпускники и их родители найдут ответы на многие вопросы о безграничном мире профессий.

Цель виртуального кабинета профориентации

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе осознания правильности выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи виртуального кабинета профориентации

  • помочь учащимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;

  • создать информационную базу для развития профориентационной работы в школе и использования современных информационно-коммуникационных технологий;

  • оказать дополнительную поддержку школьникам, у которых возникают сложности выбора профессии и трудоустройства.

Рекомендации по выбору профессии

Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

  • Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально – экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.)
  • Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальнейшей цели.
  • Выбирать надо не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

1.Отношение к выбору профессии как к неизменному явлению

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 или 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей… 

2. Бытующие мнения о престижности профессии 

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: дворник).  Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.. 

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

 Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.  Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный). 

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. 

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.  Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. 

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии 

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.  А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении). 

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий 

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.  Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать стенды с вакансиями в центре занятости (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («украинский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более, имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география. 

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда (а компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства).

8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях) 

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.  Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты. 

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии 

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.  Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце… 

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии 

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.  Наши советы созданы для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.  Изучить состояние регионального рынка труда, Вам, доргогие выпускники, поможет наш барометр профессий, который в полном объме отражает востребованность тех или иных профессий у нас в городе.

1. Составить список подходящих профессий …

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят. 

2. Составить перечень требований к выбираемой профессии 

Составьте список своих требований: 
— выбираемая профессия и будущий род занятий; 
— выбираемая профессия и жизненные ценности; 
— выбираемая профессия и жизненные цели; 
— выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; 
— выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; 
— желательный уровень профессиональной подготовки; 
— выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
— желательные содержание, характер и условия работы. 

3. Определить значимость каждого требования 

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий 

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 

5. Подсчитать и проанализировать результаты 

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 

6. Проверить результаты …
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 

7. Определить основные практические шаги к успеху 

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

  • Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально – экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.)
  • Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальнейшей цели.
  • Выбирать надо не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ

Сайты, оказывающие помощь в профессиональной ориентации школьников

Справочный портал для поступающих

https://abiturient.by

Интерактивный путеводитель  по системе профессионального образования Беларуси

http://ripo.unibel.by/map/

Сайт для подростков Teenage

https://teenage.by/article/centry-proforientacii

Куда поступать

https://kudapostupat.by

Справочник профессий

http://www.newproekt.com/profession.php

Тест на профориентацию — первый шаг к успешной карьере!

Выбор профессии — важнейший этап в жизни любого человека. От правильного выбора будущей профессии зависит вся последующая жизнь. И первым шагом в этом деле является тестирование. 

Тест на профориентацию представляет собой комплекс вопросов, отвечая на которые максимально честно, человек проходит объективное тестирование эмоциональных и профессиональных предпочтений, которое позволяет определиться с выбором будущей профессии. Тест на профориентацию помогает выявить интересы и склонность человека к определенной сфере деятельности.

Профориентационные тесты расширяют кругозор человека в мире профессий и определяют его возможное место в нём.

Тестирование позволяет:

  • определить свои профессиональные склонности и способности;
  • выявить свойства характера и личностные качества;
  • прояснить уровень развития своих способностей;
  • выбрать отрасль профессиональной деятельности.   

Пройдя эти тесты , ты познакомишься со своими индивидуальными особенностями.

САМООЦЕНКА

ТЕМПЕРАМЕНТ

ХАРАКТЕР

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Пройдя эти тесты, ты сможешь узнать к какому типу профессиональной деятельности ты относишься.

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЖ. ГОЛЛАНДА

Тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

ТЕСТ КЛИМОВА.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека

Комплекс онлайн-методик "ПрофиТест"

Цифровой сервис по профориентации "Шаг в профессию"

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи

Учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи»(РЦПОМ)

является государственным учреждением, призванным оказывать молодежи содействие в осознанном выборе или перемене профессии в соответствии с призванием, способностями, состоянием здоровья и с учетом общественных потребностей. На сегодняшний день РЦПОМ является учреждением, занимающим значимое место в системе профориентации Республики Беларусь.

Адрес: 220005, г. Минск, пр-т Независимости, 46

тел. 8(017) 293 73 83, факс 8(017) 292 12 12

Режим работы Центра

понедельник — четверг — c 09.00 до 18.00

пятница — с 09.00 до 16.45 перерыв — с 13.00 до 13.45

Приоритетными направлениями работы Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи являются:

@   определение совместно с органами образования, органами государственной службы занятости населения, государственными учреждениями и общественными организациями по работе с молодежью, другими заинтересованными организациями приоритетных направлений развития профориентационной работы в г. Минске, Минской области и регионах республики с учетом перспективных потребностей рынка труда в кадрах;

@   методическое руководство работой по профессиональной ориентации молодежи, проводимой центрами профессиональной ориентации молодежи в регионах республики;

@   сбор, обобщение и распространение информации о профессиях, состоянии и перспективах развития рынка труда г. Минска, Минской области и регионов республики;

@   изучение интересов, способностей учащихся и молодежи с целью формирования профессиональных намерений с учетом индивидуальных особенностей личности;

@   разработка и внедрение в практику профориентационной работы организаций информационных, методических материалов, психодиагностических методик, научно-обоснованных форм и методов проведения профессиональной ориентации.

Прокрутить вверх